Туризм - это серьезнее, чем кажется

Желающих поговорить о том, что мы "вот-вот станем туристической Меккой", много. Но до Мекки нам далеко. Очень! Массового паломничества иностранцев так пока и не случилось. Между тем туризм как отрасль экономики прочно вошел в число государственных приоритетов...

Желающих поговорить о том, что мы "вот-вот станем туристической Меккой", много. Но до Мекки нам далеко. Очень! Массового паломничества иностранцев так пока и не случилось (москвичей, временно укрывавшихся от смога в белорусской тиши, я не считаю). Между тем туризм как отрасль экономики прочно вошел в число государственных приоритетов: в жаркую пору Президент лично проинспектировал два белорусских курорта - Нарочь и Браславские озера. Что можно и нужно сделать, чтобы у Беларуси появился еще один бесперебойный и обильный источник валюты, помимо транзита и калийных удобрений?


* * *


Авторитетный путеводитель Lonely Planet включил Минск в десятку лучших мест для отдыха в Восточной Европе. Всем посетителям рядом со стильными кафе и ночными клубами обещают "несметное число достопримечательностей для того, кто очарован советским периодом". Может, это и не те слова, которые мы хотели бы слышать в адрес нашего любимого города, но главное, чтобы гости приехали, а тут уж они сами разберутся. Увы, кроме наших старых здравниц, густо заселенных ностальгирующими россиянами, нельзя сказать, что еще какой-то бизнес-проект в области туризма по-настоящему выстрелил.


Геннадий Левшин руководит турфирмой, которая уже много лет занимается обслуживанием иностранцев в Беларуси. Причем в отличие от многих компаний, которые занимаются въездным туризмом для галочки, это ее исключительная специализация. Мой собеседник говорит, что явного увеличения потока туристов в нашу страну этим летом не наблюдалось. "В Беларуси въездной туризм в основном событийный. То есть иностранцы к нам едут, когда проводится какое-то мероприятие международного уровня. Многие проезжают через нашу территорию транзитом, кто-то едет в гости. Чисто же туристов, которые приезжают посмотреть страну, к сожалению, не очень много", - отмечает Геннадий.


Можно, конечно, ждать 2014 года, но чемпионат мира по хоккею пройдет, а построенные к тому времени гостиницы придется кем-то заселять на постоянной основе. К слову, несмотря на множество проектов, в последние год-два ни одной новой гостиницы в Минске не сдано. Это, как говорится, информация к размышлению...


По данным Госпогранкомитета, в первом полугодии белорусскую границу пересекло на полмиллиона иностранцев больше, чем за аналогичный период 2009-го. Таким образом, итоговое количество визитеров за 2010 год может превысить 5 и даже 6 миллионов. Если бы это были туристы, мы бы стояли в одном ряду с такими курортными державами, как Турция или Таиланд, и, образно говоря, гребли бы доллары и евро лопатой. Но по опыту предыдущих лет можно сказать, что организованными туристами из всех этих миллионов будут всего 2 процента или около 100 тысяч человек (любопытно, что на одного гостя приходится трое белорусов, отправившихся отдыхать за рубеж). Это, конечно, счастье, что мы находимся на перекрестках Европы, плохо, что потенциальные туристы, как будто подчиняясь ПДД, на перекрестке не останавливаются...


* * *


В последнее время в зажиточных странах стали модными кругосветки. От Тура Хейердала таких путешественников отличает то, что они передвигаются на комфортабельных авиалайнерах и у них чисто спортивный интерес - посетить как можно больше государств. Для таких экстремалов Беларусь, возможно, лакомый кусочек на карте мира, но вряд ли эта категория туристов является лакомым куском для белорусских турфирм. Впрочем, кое в чем они могут быть полезными. В байнете прославился один американец, который недавно побывал в Минске (он посетил уже более 100 столиц). Наш город ему в целом понравился ("интересное местечко"), но о нем он написал в своем блоге чуть-чуть, а больше всего места заняло описание процедуры получения визы. Путешественнику взялся отвечать сам пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных. Он обстоятельно рассказал, что и как надо было делать парню, чтобы облегчить себе задачу. Не знаю, правда, дошла ли до него эта информация, вроде бы еще раз в Беларусь он не собирается...


Но не в этом дело. На одном и
нформационном портале я нашел довольно откровенные рассуждения Андрея Савиных о составляющих имиджа страны. "Здесь можно говорить о разных вещах, - размышляет пресс-секретарь МИДа. - Например, иностранец прилетает, приземляется в минском аэропорту, и первые белорусы, которых он видит, - это пограничники и таможенники. Важно, чтобы эти люди улыбались приезжим: мрачный пограничник - это очень плохая визитная карточка для страны. Потом идут таксисты, гостиница, обслуживание в ресторане, и только потом они встречаются с компанией или органом госуправления, куда они приехали для ведения переговоров. С туристом ситуация немного иная, но объем контактов и встреч тоже достаточно велик. Именно отсюда формируется эмоциональное, образное впечатление о стране, которое гораздо сильнее, чем логическая, рациональная информация, которую можно почерпнуть из интернета и справочной литературы. Это намного дольше помнится, крепче держится в памяти и намного более действенно формирует имидж".


Можно, наверное, обращаться к услугам профессионалов в области пиара и рекламировать себя по "Евроньюс", как это делают другие государства. Но мне почему-то кажется, что не стоит утрировать. Имидж страны - это чуть более сложная вещь, чем реклама зубной пасты, и никто лучше не прославит страну, чем ее собственные жители. Беларусь - молодое государство на карте, и мир еще только знакомится с нашей страной.


"Мы не можем заставить иностранцев нас полюбить, мы можем только мотивировать их, чтобы им захотелось узнать побольше о Беларуси. К сожалению, больших мотивов для посещения нашей страны у них нет, - считает Геннадий Левшин. - Имидж страны нарабатывается годами. Он складывается из очень многих подчас неосязаемых вещей. На что, к примеру, обращают внимание западные туристы при выборе места для отдыха? Природа, безопасность, открытость, дешевизна, исторические памятники. По безопасности мы уверенно себя чувствуем, нетронутая природа для многих сегодня интересна, а вот с остальным возникают вопросы".


* * *


Возьмем, к примеру, такой критерий, как открытость границ для иностранных туристов. "Ну давайте подсчитаем, - предлагает мой собеседник. - Беларусь - транзитная страна. Иностранец чаще всего находится здесь сутки-двое. Один туродень - так мы называем день отдыха - обходится примерно в 50 долларов. А стоимость визы в лучшем случае будет 50 евро, а бывает и больше. Людей это не устраивает. К тому же бюрократических процедур для получения визы у нас еще предостаточно, несмотря на все последние изменения в этой области. Это тоже многих отпугивает. Если сравнивать с соседями - Украиной, Литвой, то мы им проигрываем конкурентную борьбу. А вы поймите, что, побывав там и удовлетворив свое любопытство, они уже в соседнюю Беларусь не поедут. Я считаю, нам надо хорошенько присмотреться к украинскому эксперименту. Насколько я помню, к "Евровидению" Киев упразднил визы для граждан ЕС, и это дало такой эффект, что подобную практику решили продолжить..."


Справедливости ради нужно сказать, что не только руководители турфирм ратуют за максимальное упрощение визового режима в Беларуси. Министр спорта и туризма Олег Качан официально и публично лоббирует эту идею. Однако ее пока не удается отстоять перед коллегами из других заинтересованных ведомств, находятся контраргументы. Так, представитель МИДа во время недиктофонного разговора аргументированно убеждал меня, что наша виза вовсе не является непреодолимым препятствием для зарубежных гостей, что сдерживающим фактором является отсутствие инфраструктуры европейского уровня, сервиса. А возникают еще, видимо, вопросы и по части обеспечения безопасности страны...


В общем, по-моему, в этом споре нет правых и неправых. Как нет их в споре о том, что первично - курица или яйцо. Но позволю себе согласиться с репликой Геннадия Левшина, что министерствам туристы как таковые не нужны. Они нужны нашим гостиницам, ресторанам, магазинам.


Роль государства в развитии туризма, как и в любом другом подобном бизнесе, сводится к созданию благоприятных условий. Это "быстрые" деньги, поэтому, как только улыбнется перспектива прибыли, туда сразу потянутся люди со своими деньгами и идеями. "Живой пример - Августовский канал, - отмечает Геннадий Левшин. - Поляки все рассчитали и сделали из своей части прекрасную рекреационную зону. У нас там пока только байдарочники хорошо освоились. Мало было просто почистить водоем. Но если завтра уберут границу, решат вопрос с визами, поверьте, наш берег застроится кафешками и базами отдыха со скоростью света".


* * *


Думаю, что вторая жизнь у знаменитого канала все-таки будет. Туризм нам нужен еще и для того, чтобы были средства для восстановления многочисленных исторических памятников, разбросанных по нашей земле, - замков, храмов, дворянских усадеб. Наверное, Беларусь - это не Греция, не Италия и даже не Россия. Однако у нас есть масса достопримечательностей, которые можно было бы, выражаясь языком продюсеров, раскрутить. "Что можно достойно представить иностранцам - так это тему войны. Памятных мест у нас действительно много, они все в хорошем состоянии, - считает Геннадий Левшин. - Из более древней истории показывать особо нечего. Хотя есть много вещей, которые могли бы заинтересовать людей, но они в таком состоянии... Сейчас, конечно, что-то делается, реставрируется, но слишком много времени упущено".


Тем не менее он уверен, что у белорусского туризма есть шанс. "То, что взялись за Нарочь и Браславы, - это хорошо. Главное сейчас - правильно продумать стратегию развития этих зон, - он рассуждает как профессионал в своей области. - Во всем мире "свежих" мест - то есть незнакомых, комфортных, доброжелательных - очень мало осталось. Беларусь одна из таких нехоженых стран. Море уже уходит из приоритетов отпускников. Все прекрасно понимают, что не всегда это полезно валяться часами на солнце. Люди очень сильно озабочены экологией. И если наши озера превратить в этакие spa-курорты, где упор будет делаться на оздоровление, думаю, это будет востребовано. Хотя, наверное, есть и другие варианты развития". Но что-то делать нужно обязательно, настаивает мой собеседник. Его иностранные клиенты, побывав в Беларуси, чаще всего сравнивают ее с бриллиантом, которому только и нужно что достойная оправа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter