Тогда я сильно переживала за ребят, особенно за Антона. Ведь при возникновении нештатной ситуации ему пришлось бы гораздо труднее, чем в случае, когда в корабле находится экипаж из космонавтов и астронавтов. Ну и кто бы сомневался?! Как говорится, получите и распишитесь — нештатка… Да еще по всем законам жанра она произошла как раз в тот момент, когда прервалась связь с Землей. В общем, из-за отказа автоматики Антону пришлось стыковаться в ручном режиме. Но он большой молодец, справился! Настоящий профессионал!
Кстати, для того, чтобы «Союзом» можно было физически управлять в одиночку, его пришлось дооснастить, а именно — оборудовать «переносным пультом для особо важных команд, которые обычно выполняет бортинженер». На определенных участках полета и Антон, и Олег использовали его для выдачи нужных команд.

Правда, несколько действий участникам полета все же пришлось выполнить. Так, при всем желании командир, сидя в центральном кресле и будучи пристегнутым, не сможет дотянуться до клапанов, которые открывают подачу кислорода в скафандры (в случае, не дай бог, разгерметизации или пожара) и спускаемый аппарат, а также до заслонок воздушной вентиляции. Эти действия были возложены на Юлю и Клима.
По словам командира отряда космонавтов Олега Кононенко, «пока система проходит отработку, поэтому с непривычки отсутствие помощи бортинженера накладывает дополнительные обязанности на командира, но это очень полезное нововведение».
Еще до полета, когда муж находился на Земле, у него были тренировки, на которых он учился управлять кораблем в одиночку. Для этих целей были внесены изменения в бортовую документацию и доработан комплексный тренажер «Союза», расположенный в Центре подготовки космонавтов. И даже впервые на моей памяти непосредственно перед отлетом на Байконур вместо двух экзаменационных комплексных тренировок Олегу сделали три. Кроме традиционных по станции и кораблю, добавили еще одну — по спуску, на которой вместе с ним в макете корабля находились два космонавта, играющие роль участников полета. Они ничего не должны были делать. А супругу пришлось управлять кораблем при приземлении без их помощи, что называется, в одиночку.
Получается, Олег и Антон своими полетами начали отработку управления космическим кораблем одним профессиональным космонавтом. А уже на начало декабря намечен старт экипажа, возглавляет который летчик-космонавт Александр Мисуркин. Ему предстоит доставить на МКС двух японских туристов. Они уже вовсю тренируются в ЦПК.
Кстати, туристы не летали на наших «Союзах» довольно давно, по-моему, с 2009 года. Всего же на МКС их побывало семь человек (не считаю недавний проект «Вызов», потому что это немного другое), причем один из них — Чарльз Симони — летал дважды. Помню даже, как-то читала его интервью, в котором он сказал, что жена поставила ему условие: больше никаких полетов. Поэтому на двух ему пришлось остановиться, хотя, как поняла из публикации, он совершенно не против слетать еще раз.

Буквально на днях прочитала, что «Союз» с японскими туристами полетит по четырехвитковой схеме. Олег и Антон, а до них Сергей Рыжиков — все они летели по двухвитковой. Связано это, насколько поняла, с баллистикой. А вот готовятся они, как и участники проекта «Вызов», чуть больше трех месяцев. Саша уже показал на своих страничках в соцсетях экипажную эмблему.
А японец Юсаку Маэдзава, который планирует на ракете Илона Маска в 2023 году облететь Луну, сейчас собирается показать свою повседневную жизнь на МКС на личном YouTube-канале. И даже запустил сайт для приема предложений в рамках проекта «100 вещей, которые вы хотите, чтобы ЮМ сделал в космосе».