Можно ли «Союзом» физически управлять в одиночку

Туристом в космос и обратно

Все время повторяю, что каждый полет наших ребят испытательный, — не случайно даже их должность называется «космонавт-испытатель». Вот и сейчас, когда мой муж приземлялся, впервые в истории нашей пилотируемой космонавтики было отработано возвращение экипажа в составе одного профессионального космонавта и двух участников полета. Обычно первый бортинженер помогает командиру в процессе выведения и приземления. Сейчас же вся нагрузка, по сути, лежала исключительно на Олеге. И надо признать, что справился он блестяще. Как и двумя неделями ранее его коллега Антон Шкаплеров, который 5 октября доставил на орбиту первый в мире киноэкипаж — актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко.

Тогда я сильно переживала за ребят, особенно за Антона. Ведь при возникновении нештатной ситуации ему пришлось бы гораздо труднее, чем в случае, когда в корабле находится экипаж из космонавтов и астронавтов. Ну и кто бы сомневался?! Как говорится, получите и распишитесь — нештатка… Да еще по всем законам жанра она произошла как раз в тот момент, когда прервалась связь с Землей. В общем, из-за отказа автоматики Антону пришлось стыковаться в ручном режиме. Но он большой молодец, справился! Настоящий профессионал!

Кстати, для того, чтобы «Союзом» можно было физически управлять в одиночку, его пришлось дооснастить, а именно — оборудовать «переносным пультом для особо важных команд, которые обычно выполняет борт­инженер». На определенных участках полета и Антон, и Олег использовали его для выдачи нужных команд.

Юсаку МАЭДЗАВА.

Правда, несколько действий участникам полета все же пришлось выполнить. Так, при всем желании командир, сидя в центральном кресле и будучи пристегнутым, не сможет дотянуться до клапанов, которые открывают подачу кислорода в скафандры (в случае, не дай бог, разгерметизации или пожара) и спускаемый аппарат, а также до заслонок воздушной вентиляции. Эти действия были возложены на Юлю и Клима.

По словам командира отряда космонавтов Олега Кононенко, «пока система проходит отработку, поэтому с непривычки отсутствие помощи борт­инженера накладывает дополнительные обязанности на командира, но это очень полезное нововведение».

Еще до полета, когда муж находился на Земле, у него были тренировки, на которых он учился управлять кораблем в одиночку. Для этих целей были внесены изменения в бортовую документацию и доработан комплексный тренажер «Союза», расположенный в Центре подготовки космонавтов. И даже впервые на моей памяти непосредственно перед отлетом на Байконур вместо двух экзаменационных комплексных тренировок Олегу сделали три. Кроме традиционных по станции и кораблю, добавили еще одну — по спуску, на которой вместе с ним в макете корабля находились два космонавта, играющие роль участников полета. Они ничего не должны были делать. А супругу пришлось управлять кораблем при приземлении без их помощи, что называется, в одиночку.

Получается, Олег и Антон своими полетами начали отработку управления космическим кораблем одним профессиональным космонавтом. А уже на начало декабря намечен старт экипажа, возглавляет который летчик-космонавт Александр Мисуркин. Ему предстоит доставить на МКС двух японских туристов. Они уже вовсю тренируются в ЦПК.

Кстати, туристы не летали на наших «Союзах» довольно давно, по-моему, с 2009 года. Всего же на МКС их побывало семь человек (не считаю недавний проект «Вызов», потому что это немного другое), причем один из них — Чарльз Симони — летал дважды. Помню даже, как-то читала его интервью, в котором он сказал, что жена поставила ему условие: больше никаких полетов. Поэтому на двух ему пришлось остановиться, хотя, как поняла из публикации, он совершенно не против слетать еще раз.

Чарльз СИМОНИ.

Нужно сказать, что подготовка космических туристов значительно отличается от подготовки профессиональных космонавтов. Судите сами: шесть лет (это в лучшем случае!) против нескольких месяцев. Туристам дают самые необходимые азы. Ровно столько, сколько им нужно знать, чтобы самостоятельно обслуживать себя на орбите и не доставлять неудобств работе основного экипажа: как «приготовить» себе еду, совершить гигиенические процедуры, воспользоваться АСУ (ассенизационным устройством)… Как себя вести в случае возникновения нештатных ситуаций, например пожара или разгерметизации. У них и тренировки в противогазах проводятся. А еще необходимый минимум знаний о скафандре, корабле и станции, понимание некоторых аббревиатур, которые используют в своей речи их командир, профессиональный космонавт, и Центр управления полетами во время переговоров…

Буквально на днях прочитала, что «Союз» с японскими туристами полетит по четырехвитковой схеме. Олег и Антон, а до них Сергей Рыжиков — все они летели по двухвитковой. Связано это, насколько поняла, с баллистикой. А вот готовятся они, как и участники проекта «Вызов», чуть больше трех месяцев. Саша уже показал на своих страничках в соцсетях экипажную эмблему.

А японец Юсаку Маэдзава, который планирует на ракете Илона Маска в 2023 году облететь Луну, сейчас собирается показать свою повседневную жизнь на МКС на личном YouTube-канале. И даже запустил сайт для приема предложений в рамках проекта «100 вещей, которые вы хотите, чтобы ЮМ сделал в космосе».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter