Турист в подвешенном состоянии

В фуре могут спрятаться человек 20 нелегальных мигрантов

На белорусско-польской границе видели, пожалуй, все: и копыта на ногах нелегалов, и мигрантов-альпинистов, и даже подкоп под сигнализационным комплексом. Но «сталкеры», пообещавшие пяти группам вьетнамцев гарантированную переброску в ЕС, переплюнули всех. Недавно оглашены последние приговоры по этому резонансному делу — пограничники согласились рассказать «Р» подробности.

В один из декабрьских вечеров 2012 года подполковник погранслужбы Александр Кислов прибыл к пункту пропуска «Козловичи». И обомлел от неожиданности: на глазах у всех из-под грузовика начали сыпаться живые люди. Как выяснилось позже, вьетнамцы.

От жуткого холода они даже вспомнили, как сказать по-русски «чай», и попросили отогреть их как можно быстрее.

И питье, и еду нелегалы получили, а присутствие пограничников спасло их от весьма агрессивно настроенного водителя. Оказалось, к нему в фуру вьетнамцы «подсели» сразу по приезде из Москвы. Так семеро мигрантов надеялись попасть в Польшу.

Случившееся в декабре, возможно, так и осталось бы в памяти пограничников лишь дерзким эпизодом. Если бы затишье, продолжавшееся до мая 2013-го, не нарушила целая серия попыток нелегального пересечения рубежей страны. Одна за другой группы вьетнамцев по 4—5 человек появлялись на нашей территории, прячась под днищами фур.

Тогда начальник службы оперативной деятельности Брестской пограничной группы Сергей Кулипа и оперативники поняли: действует хорошо организованная схема переправки нелегалов из Москвы в ЕС. Началась разработка. 

 «Сталкеры» не гарантировали вьетнамцам, что те попадут в Польшу, объясняют оперативники. Однако деньги за «работу» они брали исправно: от 2 до 7 тысяч долларов. Сумма зависела от того, куда нужно доставить людей — только в Беларусь или же сразу в ЕС. Если речь шла о переброске в Польшу, за услуги должны были расплатиться родственники мигрантов, оставшиеся в России. Как спрятаться в конструкции фуры, скорее всего, нелегалов обучали сами организаторы.

И обучили, судя по всему, довольно хорошо. Водитель грузовика Владислав, который 23 декабря 2012-го ехал из Москвы в польский Седльце, рассказывал оперативникам, что перед въездом в пункт пропуска после заправки он простоял два часа. И за это время вьетнамцы не выдали себя ни звуком, ни движением.

Описывая схему нелегальной миграции, Сергей Кулипа упоминает сообщников московских организаторов. В Бобруйске эту роль играл уже осужденный гражданин Вьетнама, в Бресте — двое местных таксистов. И если после профилактической беседы один из водителей оставил перевозку нелегалов, то второй продолжил работать на заказчиков из Москвы.

Он не просто привозил этих людей в Брест, но и сам снимал им квартиру и доставлял под самую границу, в район «Козловичей».

Как и коллегу из Бобруйска, таксиста осудили по трем известным прокуратуре эпизодам. При этом нарушитель не только организовал незаконный въезд и пребывание иностранцев на территории страны, но и обеспечил им транзитный проезд через Беларусь и выезд. Более того, задолго до появления канала миграции мужчину четырежды судили в Бресте за кражу, разбой, грабеж и незаконный оборот наркотиков. Впрочем, здесь свою роль посредника таксист исполнил на «отлично»: через него оперативникам удалось выйти к завершению всей цепочки, после чего поток «поддонных» нелегалов полностью иссяк.

Это только кажется, что организовать канал нелегальной миграции сложно. Злоумышленники пошли по пути наименьшего сопротивления. Нет ничего проще, чем ввезти на нашу территорию иностранцев через границу с Россией и официально поселить их на съемной квартире по документам посредника. Я проверил это лично.

Звоню по одному из объявлений: так и так, сколько стоит квартира на сутки для группы иностранных туристов из Вьетнама? Нужна на 2—3 дня. Женский голос в трубке обыденно отвечает: 40 долларов. И замечает, что не мешало бы договор подписать, чтоб все официально.

Ненамного сложнее завезти нелегалов собственным транспортом на границу и научить их прятаться в максимально доступных и незаметных местах. Дальнобойщик Алексей Грудович из Бреста работает в Латвии и по своему опыту знает: услышать, что происходит в прицепе, а тем более под ним, практически невозможно. Так что под фуру запросто могут забраться люди, подтверждает водитель.

Специалист по ремонту брестской станции обслуживания полуприцепов Виталий Дровач не понаслышке знаком с устройством фуры и, соответственно, скрытыми от чужих глаз частями автомобиля.

В общей сложности в фуре можно спрятать человек 20, если речь идет о вьетнамцах: все они небольшого роста, прикидывает Виталий объем «тайников». На оси можно положить обыкновенные доски — получится ниша. Человек 5 можно поместить в обтекатель над кабиной, еще столько же в палетнице — ящике для инструментов. Конечно, открытый доступ есть только к осям фуры, но и этого достаточно для 5—7 человек.

Хотя находиться на оси крайне неудобно, залезть туда мне все-таки удалось. Но Виталию, как и всем жителям приграничья, хорошо известно: спрятанному даже там корреспонденту «Р» границу не пересечь. Служебные собаки свой паек получают не зря.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter