Эксперты — о новациях Закона «О туризме», вынесенного на общественное обсуждение

Турист под зонтиком защиты

О том, что нынешний Закон «О туризме» пора менять, поговаривали давно. Громкие дела последних лет, когда путешественники оставались без отдыха из-за недобросовестной работы, мошенничества и банкротства турфирм, показали: документ впору даже переписывать. Чем и занялись в Минспорта и туризма в связке с бизнесом. Взаимодействие вылилось в проект закона на 27 страницах. Все ли мнения игроков рынка учли, когда туристы перестанут опасаться за поездки на море и сколько будет стоить их спокойствие туркомпаниям? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «Р» искала вместе с экспертами.

В начале года на рынке насчитывалось без малого 1,5 тысячи туроператоров.
theactivetimes.com

Подушка безопасности для туристов

Пожалуй, ключевой пункт документа — появление фингарантий. На случай ЧП наподобие истории с «Натали Турс». В проекте предложено три варианта: банковская гарантия, страхование гражданской ответственности или участие в финансировании коллективного фонда. Выбрать — обязательно — можно один из перечисленных. Правда, пока первые два варианта де-факто не действуют, хотя страховщики и раздумывают над реализацией идеи. Кроме того, наверняка смутит турбизнес и прописанный размер: сумма не может быть ниже годового дохода или иного годового показателя финансово-хозяйственной деятельности туроператора.

Неудивительно, что третий вариант из предложенных — участие в финансировании коллективного фонда — выглядит самым перспективным. Чтобы им воспользоваться, туркомпания должна войти в состав одной из бизнес-ассоциаций. Минимальный взнос для операторов, занимающихся въездным туризмом, — не ниже двух десятых процента от выручки по реализованным турам за предыдущий год. Для «выездников» — не ниже одного процента от аналогичной выручки. При этом ассоциация или союз вправе увеличивать размер взноса, но не более чем до семи процентов при наличии экономической обоснованности такого увеличения и с согласия членов объединения. Порядок формирования фон­дов позже должен определить Совмин.

Третий вариант, по мнению заместителя директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталия Грицевича, будет самым популярным. В итоге должна получиться подушка безопасности, сопоставимая с потерями наших туристов от банкротства «Натали Турс», — около 700 тысяч евро. В министерстве признают: введение фингарантий увеличит расходы туроператоров. Скажется ли это на путевке туриста? Покажет конкуренция, а она в сфере довольно высокая. В любом случае удорожание не должно превысить размер инфляции. Прошлый год показал: туруслуги подросли в цене всего на 3,4 процента. Серьезно игроки говорят, что готовы к дополнительной ответственности перед коллегами и клиентами.

В то же время директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин Цехмейстер замечает:

— Финансовые механизмы нас волнуют: мы боимся монополизации рынка и того, что исчезнет ассортимент туризма. Кроме того, эти механизмы в истории с «Натали Турс» в России показали свою неспособность защитить туристов. Единственный, на наш взгляд, выход — создание накопительного фонда персональной ответственности, но не в том виде, что есть в законопроекте. Но рынок страхования пока не готов к этому.

Председатель правления Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый
тоже озвучивает пару замечаний:

— Стоило бы прописать порог входа для новых игроков, ведь статистики проданных туров за предыдущий год у них не будет. Кроме того, есть и еще один момент: многие беды в истории нашего туризма исходили не от туроператоров, а от турагентств — «Дром-тур», «Бефана», «СТС Вояж» и других. От их нечестной работы фонд не спасет.

В реестр или вне закона

Еще одно непременное условие входа на рынок в перспективе — значиться в турреестре. Сейчас он носит информационный характер. И то, судя по всему, в него до сих пор не вошли все игроки. Так, по состоянию на 5 июля в электронный список включена 1221 организация. Хотя данные Белстата свидетельствуют: в начале года на рынке их насчитывалось без малого 1,5 тысячи. Понятное дело, и регулятор, и туристы хотят владеть полной и актуальной информацией. Поэтому сведения предлагается дополнить контактами руководителя туркомпании, а также данными о туроператорах, с которыми заключены договоры. Исключить из реестра могут при систематическом — три раза и более в течение года — нарушении законодательства о туризме и защите прав потребителей. Причем в учет будут браться не жалобы, а вынесенные по разбирательствам с ними решения. Еще одно основание — неисполнение своих обязательств на рынке.

Филипп Гулый считает: правила ведения реестра, возможно, стоит еще больше ужесточить. Ведь работа без лицензий с 2010 года привела в сферу немало низко­квалифицированных игроков. В подтверждение тому — недавний случай: 26-летний предприниматель полтора месяца назад открыл турфирму. Брал с клиентов предоплату за организацию отдыха — на сумму более двух тысяч рублей, а затем пропадал «с радаров». Оказывается, отдыхал за чужой счет на море.

Полмесяца на обсуждение

В проекте Закона «О туризме» попытались также разграничить ответственность туроператоров и турагентов. Впрочем, в РСТО настаивают: получилось плохо. В Минспорта поясняют: в действующем законодательстве о защите прав потребителей исполнитель по договору несет ответственность перед клиентом. Противоречить этому нельзя, но дополнительные пункты в туруслугах и турдоговорах все же прописали.

С принятием нового закона перестанут ли туристы опасаться за поездки на море и сколько будет стоить их спокойствие туркомпаниям?
фото юрия мозолевского

Какие еще новинки предлагаются? Договоры можно будет заключать в электронном виде. Текст аудиогидов будет проходить «прослушивание». Проводить экскурсии иностранным гражданам на территории нашей страны однозначно запретят. Минспорта введет новый классификатор видов туризма. Подробнее ознакомиться с документом можно будет по 28 июля. В РСТО, например, во вторник состоялось расширенное заседание правления, где обсудили документ, — критические замечания есть. РСТИ берет паузу до 23 июля, чтобы у членов союза было больше времени на ознакомление.

Филипп Гулый обращает внимание:

— Посыл Минспорта и туризма мы оцениваем положительно. В то же время хотелось бы, чтобы решались вопросы и индустрии гостеприимства, развития тур­инфраструктуры, а не только торговли и защиты потребителя. Техническая и практическая реализация задуманного несколько далека от прозрачного инструмента для наведения порядка и справедливости в отрасли. Так, что-то весьма неоднозначно коррелирует с Гражданским кодексом, что-то внесет препоны в работу бизнеса. Например, 12-я статья, где компетенция и обязанность местных властей контролировать исполнение закона и правил на местах, а это как минимум трудозатратно. Кроме того, крайне невнятно прописана роль бизнес-союзов, а ведь наша работа — начало пути к саморегуляции отрасли. На мой взгляд, проект требует серьезной детализации в рабочих группах до конца месяца, к чему Минспорта, в общем-то, и призывает.

В августе документ хотят внести в Совмин, затем в Парламент. Сколько времени пройдет до подписания указа, прогнозировать никто не берется. Но после его принятия будет год действовать переходный период, ведь под новые правила предстоит «подтянуть» всю другую нормативку.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter