Турист по медицинским показаниям

Пилоты многих авиакомпаний между собой называют рейс на Тель-Авив медицинским...

Пилоты многих авиакомпаний между собой называют рейс на Тель-Авив медицинским. Оно и понятно: количество желающих поправить там здоровье зашкаливает. Израиль на пару с Германией слывут этакими Меккой и Мединой мирового здравоохранения. А вот соседи-россияне наряду с этими странами давно облюбовали и Беларусь. Но вот парадокс: число лечащихся у нас иностранцев растет из года в год, а многие соотечественники все равно живут по принципу "заграница нам поможет". Почему?


"Исходящие"


За примерами далеко ходить не надо. В редакцию идет вал писем. На тему "опубликуйте расчетный счет для сбора денег для лечения и реабилитации за границей". Раньше разрешениями на их публикацию занималась специальная комиссия Минздрава. Целая коллегия решала, действительно ли операцию нельзя сделать на родине, какую именно пользу она принесет... Она же выдавала ходатайства на открытие благотворительного счета, который не облагается комиссией. Так было еще три года назад. Теперь - нет. Открыть счет можно, просто зайдя с паспортом в банк.


Конечно, отказывать в публикации мольбы о помощи не по-человечески. Но некоторые письма мы все же отсылаем в республиканские научно-практические центры, дабы дали резюме: лечение за границей - реальная необходимость или прихоть?


- Вот футболисты наших ведущих клубов - "Динамо" и БАТЭ - лечатся за рубежом, а их руководители, наоборот, у меня в центре, - приводит пример директор РНПЦ травматологии и ортопедии профессор Александр Белецкий. - Спрашиваю, почему? У нас же бесплатно. Да, говорят, у вас, конечно, все идеально, но у нас давняя десятилетняя связь с Италией, Германией. Возвращаются обратно - случается, что операция сделана не очень корректно. С чем связано? У меня доктор Скакун артроскопию передней крестообразной связки делает пять раз в день, а доктор Пфайфер - раз в две недели. Другие футболисты, гандболисты, кстати, оперируют у нас колени, плечи, крестообразные связки...


А что у соседей? Оказывается, в Москве работает огромное количество агентов, цель которых одна: привлечь как можно больше пациентов для лечения в зарубежных клиниках и вытянуть из них различными уловками как можно больше денег (вместо одной операции, скажем, сделать три). С ними сотрудничают врачи, в том числе известные, с высокими званиями и степенями. Другие же ездят лечиться за рубеж, чтобы избежать огласки своих болезней. Таковы особенности российского менталитета.


- Ко мне не раз обращались пациенты, которые говорили: да мы бы с удовольствием здесь оперировались, но об этом же станет везде известно, - обрисовывает проблему член-корреспондент Российской академии медицинских наук, директор НИИ скорой помощи имени Склифосовского Анзор Хубутия. - Это немаловажный фактор. По большому счету, любое лечение можно получить в России. Единственное исключение - детская трансплантология. Потому что законодательно пока не решен вопрос о заборе органов у детей.


Это лет двадцать назад и в России, и в Беларуси техническое оснащение ограничивало возможности. Поэтому пациенты стремились туда, где они были. Да, дорого. Но разве на здоровье экономят? Ситуация давно изменилась, а стереотип остался.


- Мне как главному специалисту приходится иногда подписывать разрешительные бумаги на лечение за рубежом, - это уже мнение директора российского Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Лео Бакерия. - Эти бумаги составлены в других городах, где неизвестные мне специалисты смотрят больных. В основном просьбы касаются детей с врожденными пороками сердца. Отвратительная ситуация! Ведь столько операций по поводу врожденных пороков у детей, сколько делается в нашем Бакулевском центре, не делается нигде в мире!


Только вот знают ли об этом в России? Тамошние специалисты как один отмечают: реклама хромает. Серьезной информации о нынешних возможностях здравоохранения явно мало.


"Входящие"


Зато о белорусской медицинской службе последние годы говорят предостаточно. И передается информация зачастую по так называемому сарафанному радио. В РНПЦ травматологии и ортопедии, когда я общался с Александром Белецким, находилось 18 иностранных пациентов. План по экспорту медицинских услуг центр ежемесячно выполняет на 200 процентов.


- Спрашиваю во время обходов, чего вы к нам едете? - рассказывает Александр Валентинович. - У нас же тут и из Смоленска лежат, и из Москвы, и из Брянской, Калининградской областей. Отвечают: мало того что у вас специалисты высокого класса, так еще и отношение такое - от санитарки до директора, - что Москва и рядом не стояла.


- Семь процентов наших пациентов - иностранцы, - рассказывает директор РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии профессор Ольга Алейникова. - Мы за прошлый год заработали более 1,2 миллиона долларов. Лучше было только в 2008-м - 1,3 миллиона. К нам приезжают из России, Украины, Казахстана, некоторых стран Европы и Америки. 92 иностранных пациента из 100 - для стационарного лечения, 8 - для высокотехнологичных операций, пересадок костного мозга. Это приносит центру 40 процентов средств. Почему выбирают нас? Потому что нам удалось достигнуть самого современного уровня: 74 процента детей выживают. Благодаря оригинальным стандартам диагностики и лечения самая распространенная раковая болезнь - острый лимфобластный лейкоз - излечивается в 85 процентах случаев. У нашего центра два сайта, и за полгода их 46 раз посетили пользователи из США, 31 - из Англии, 21 - из Японии, не считая прочих. В рубрике "Обратная связь" публикуются отзывы пациентов, пролечившихся в центре. Это своего рода сарафанное радио в электронном виде. Самый лучший, на мой взгляд, метод популяризации своих достижений и конкуренции.


Выступление Ольги Алейниковой на коллегии Минздрава было показательно. Ведь сегодня "медицинский туризм" приносит в казну страны в целом и конкретной отрасли в частности неплохие деньги. Вице-премьер Анатолий Тозик привел тогда цифры:


- На здравоохранение в Беларуси нынче тратится около 5 процентов ВВП. Остальное, что нужно, должны сами зарабатывать. Внутренние резервы есть, по моим оценкам - до 20 процентов. Надо наращивать экспорт. Я считаю: мы достаточно долго держали низкие цены, чтобы нас узнали. А раз узнали и признали - нужно выставлять другие расценки.


Скажем, на услуги стоматологические. От россиян, желающих лечить и протезировать зубы в минских поликлиниках, сейчас нет отбоя. Еще бы! Разница в счетах порой трехкратная! Может быть, стоит ее немного сократить? Так, чтобы, конечно, не отпугнуть потенциальных "туристов"? В Республиканской клинической стоматологической поликлинике заметили: просто так повысить расценки даже для иностранцев раньше было нельзя (все ортопедические работы попадали под разряд социально значимых товаров). Однако недавно Минздрав решил предоставить такую возможность.


Все же радует, что "медицинский туризм" в нашей стране - это не дорога с односторонним движением, а двусторонняя платная автострада, приносящая деньги в бюджет. Только как бы не случилось на ней затора. Ведь, чего скрывать, существует расхожее мнение: одна платная услуга - это одна неоказанная бесплатная. Мол, уделяя внимание пациенту иностранному, забираешь его у своего. Здесь всегда нужно искать разумный баланс.


Компетентно


Василий Жарко, министр здравоохранения:


- За прошлый год у нас пролечились 115 тысяч иностранцев. Это принесло 9 миллионов долларов, что в полтора раза больше, чем в 2010-м. Кроме того, наши медики делились опытом с коллегами в Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, других странах. Не будем забывать, что в наших медицинских вузах обучаются 2 тысячи иностранных студентов. Сегодня подумываем и о том, чтобы в Индии или Шри-Ланке открыть филиал Белорусского государственного медицинского университета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter