О проблемах белорусского туризма

Турист не любит завтраки

Почему даже самые знаменитые турнаправления и объекты страны порой не дают ожидаемой финансовой отдачи?
В турбизнесе мелочей не бывает. Визы, размещение, питание, маршруты, развлечения, шопинг… Упустил из виду какое-то звено – и вот, глядишь, иностранный гость уже скучает и с грустью поглядывает на календарь. Проблема, что тут говорить. Почему даже самые знаменитые турнаправления и объекты страны порой не дают ожидаемой финансовой отдачи? Как заставить исторические алмазы Беларуси ослепительно сиять, пополняя казну валютой и вдохновляя все новых гостей на восторженные отклики в соцсетях. Давайте попытаемся в этом разобраться.    
   

1_195943-02 - 500.jpg


Августовский не сдержал обещаний


Туристическая Мекка, жемчужина приграничья — сколько красивых эпитетов и сколько надежд появилось у гродненцев с открытием туристско-рекреативного парка «Августовский канал». Чтобы восставить уникальную водную артерию, государство вложило огромные деньги, надеясь со временем получить солидную отдачу. По плану на территории около 6 тысяч гектаров должны были появиться парковки, причалы для судов, гостиницы, санатории, кемпинги, кафе и магазины. Разработаны десятки интереснейших инвестиционных проектов, которые, увы, пока остаются лишь на бумаге. Почему же задумка не удалась? 


Приехавшие погостить родственники из России попросили показать что-нибудь эдакое. Решила убить двух зайцев: развлечь москвичей, а заодно и посмотреть, что сегодня предлагает отдыхающим Августовский канал. И мы отправились в путь, не подозревая, что придется искать объезд — дорогу сейчас ремонтируют. 

Все шлюзы инвесторам на Августовском по-прежнему открыты.


Всего на гродненской стороне Августовского канала три шлюза, самый популярный из них — Домбровка. Именно сюда привозят автобусы туристов. Привезли, показали, рассказали — и увезли. В день нашего визита особого наплыва отдыхающих не наблюдалось — лил дождь. Беседки пустовали, катамараны ждали одиноких туристов возле берега. Правда, вскоре прибыл теплоход. На берег высадилась группа поляков, быстрым шагом они прошли к автобусу, и тот направился в сторону Гродно. 


По сути, это был обычный для шлюза Домбровка день, разве что в воздухе витало ощущение: августовский сезон скоро объявят закрытым. Да, пожалуй, и закрывать-то нечего — за два последних года здесь мало что изменилось. Появилось несколько новых беседок, поставили газетный киоск, для удобства туристов работает передвижная продуктовая лавка. В ассортименте лишь сладости, пиво и сухарики. Неподалеку — два мобильных прилавка с сувенирами. Вот, собственно, и весь сервис. Моих московских гостей смутил и цвет воды в канале — зелено-бурый, кое-где она и вовсе зацвела. 


Начальник управления по эксплуатации Августовского канала «Гродномелиоводхоз» Эдмунд Юткевич уверен: их предприятие со своей задачей справляется. После ввода объекта в эксплуатацию обязанностью мелиораторов стало поддержание его в работоспособном состоянии. Параллельно оказывают и туристические услуги. Только в этом году установили четыре новые беседки. Всего на протяжении канала 20 беседок на 35—40 человек и 11 — на 6—8 отдыхающих, есть небольшая гостиница. Организовали прокат лодок, катамаранов, катание на теплоходе. В прошлом году канал посетило более 65 000 туристов, в этом — около 20 000… А вот крупные инвестпроекты — рестораны, культурно-развлекательные центры, санатории — под юрисдикцией свободной экономической зоны «Гродноинвест». 


Что касается зеленой воды, то от этого никуда не уйти: для прохода судов поддерживается определенный уровень, течения нет, и она застаивается, объясняет Эдмунд Юткевич. 
К слову, Августовский канал лишь один из секторов туристско-рекреационного парка под таким же названием. Развивать туризм планируется на берегах Немана, в Радзивилках, Святске, поселке Сопоцкин. Есть где развернуться. Резиденты освобождены от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет, от налога на недвижимость, от НДС с оборотов по реализации товаров собственного производства и других. И все-таки желающих не нашлось…


Заместитель председателя Республиканского туристско-спортивного  союза Сергей Коледа считает, что вопрос надо задавать по-другому: почему инвестора сюда не пускают? Красивые проекты, разработанные СЭЗ «Гродноинвест», остаются на бумаге уже долгие годы. Реальные же вопросы возникают, когда инвестор приходит в Гродненский райисполком и просит отвести землю под реализацию проекта. А землеустроительная служба отвечает: у них нет генплана, утвержденного Совмином. А без него отвод земли невозможен. 


Сергей Коледа — сам инвестор, на Августовском канале у него небольшая турбаза, в выходные она принимает по 300—500 человек. А вот построить что-то глобальное, чтобы задержать этих же туристов подольше, не получается. Нет конкретики в земельном вопросе. 


Заместитель главы администрации СЭЗ «Гродноинвест» Дмитрий Клименок утверждает: для разработки и утверждения генплана развития понадобилось более двух лет. Правительство утвердило его 1 августа нынешнего года. Возможно, это станет отправной точкой развития для  исторического памятника гидротехнического зодчества.


Сегодня основная масса туристов едет сюда на экскурсию в составе тура. Специалисты организуют сплавы на байдарках, турслеты, отдых для трудовых коллективов, недавно открыли путь для яхтсменов по маршруту Августов — Гродно. Это стало возможным после реконструкции шлюзов с польской стороны. В администрации полагают, это достаточно специфическое предприятие и нельзя отдавать землю кому попало. Канал не может принять бесчисленное множество желающих, поэтому о крупных развлекательных проектах думать не приходится. 


Бизнесмены малой и средней руки пока только приглядываются, просчитывают и, как правило, отказываются от «долгоиграющих» планов, поясняет Дмитрий Клименок. А что касается СЭЗ, она рассмотрит любые предложения туристической направленности, рассчитанные на активный отдых. 


Увы, сейчас Августовский канал, скорее, напоминает младенца, у которого много воспитателей и все они пытаются внести свою лепту в становление будущей успешной личности. Но, как известно, у семи нянек дитя без глаза. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА
tanula.k@mail.ru


Жемчужина в бедной оправе 


О красоте Гродно, который занимает первое место в стране по сохранности исторического центра, не знает только ленивый. А вот Пинск для большинства туристов — белое пятно на карте. Притом, что полесская столица находится на второй строчке общебелорусского рейтинга. Мы побывали в Пинске, чтобы понять, почему город с богатой историей и сотней памятников остается местом упущенных туристических возможностей. 

Несмотря на красоту улиц, Пинск пока город утраченных туристических возможностей.


От городской площади улица Ленина — частями пешеходная — тянется на восток вдоль набережной Пины. Именно здесь сосредоточены ключевые достопримечательности. Всего в городе около сотни памятных мест — храмов, архитектурных ансамблей разных эпох, мемориальных знаков. Но любителей истории привлекают три основных туристических объекта. Это коллегиум иезуитов XVII века — мощное здание c выразительными чертами стилей ренессанс и барокко. Костел Успения Девы Марии с бывшим монастырем францисканцев — крупнейший в Беларуси барочный комплекс. И дворец Матеуша Бутримовича — уникальный памятник городской архитектуры с необычными инженерными решениями. 


Туристический маршрут по центру Пинска начинается у стен коллегиума. Когда-то здесь были театр и одна из старейших в Восточной Европе аптек. 


Правда, увидеть, как это было несколько веков назад, не получится. Экспозиции не менялись с конца 1990-х, когда в стены коллегиума переехал Музей Белорусского Полесья. В учреждении говорят, что все они имеют временный характер, а само здание не слишком подходит для выставок из-за планировки. 

Кажется, в Пинске забыли, что дворец Бутримовича еще и туристический объект.


Все, что пока смогли сделать в музее, — это своими силами отремонтировать несколько помещений. Для коренных изменений пока нет ни денег, ни специалистов. Вот и посетили учреждение в прошлом году всего около 33 тысяч человек. С учетом того, что 100 % экспонатов здесь оригинальные, а некоторые и вовсе не имеют аналогов, показатель это обидно низкий. Например, посещаемость Брестского областного краеведческого музея в последние годы исчисляется не одной сотней тысяч человек. 


Обновлен и пинский дворец Бутримовича, на закладку которого в конце XVIII века прибыл сам последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. А для строительства специалисты тогда соорудили уникальную дренажную систему, которая отводила от фундамента грунтовые воды. В советское время при строительстве гостиницы «Припять» дренаж повредили, в подвалах дворца стояла вода, и здание, не ровен час, могло рухнуть. Но к 2009 году наследие Бутримовича реанимировали и открыли ЗАГС. Правда, кажется, забыли, что это еще и туристический объект. Залы дворца отреставрированы, но большую часть времени пустуют. А открываются только в дни росписи для молодоженов и гостей. Заведующая отделом ЗАГС Елена Омельянюк говорит, что попасть в них можно. Но для этого у работников должно быть свободное время, чтобы провести приезжих по дворцу. Есть здесь, правда, небольшой музей из двух комнат. Но в Музее Белорусского Полесья, которому принадлежит этот филиал, признаются: в экспозиции дворцового музея одни копии. Популярностью он не пользуется.


В костеле Успения Девы Марии нет своего экскурсовода, но от туристов в храме не открещиваются. Настоятель отец Петр Белевич показывает объявление на воротах. Здесь номера телефонов троих священников, которые если не сами покажут костел, то хотя бы найдут свободного проводника. А без него интерьер храма можно увидеть только через решетку на входе. Настоятель особенно подчеркивает: туристическое посещение храма во время службы не приветствуется. Также ограничен доступ на колокольню комплекса и территорию бывшего монастыря. Сегодня там духовная семинария — учреждение закрытое. Да и все здания давно в собственности Римско-католической церкви. А в чужой монастырь, как известно… 

Основной приток иностранцев в Пинск обеспечивает спорткомплекс «Волна».



Вот и получается, что в силу разных обстоятельств главные достопримечательности Пинска теряют своих посетителей. В городе уже не увидеть открытый во время реконструкции площади Ленина фундамент самого высокого в ВКЛ костела. Нет здесь и «костки» — изобретенной в Пинске брусчатки. Расчищенные на некоторых зданиях польские надписи закрасили. Пустует уникальный речной вокзал. А площадь отрезана от старого города 4-полосной дорогой.


Потому так мало в полесской столице иностранных туристов. В отделе образования, спорта и туризма Пинского горисполкома сообщают: в первом полугодии 2014-го Пинск посетили всего 2500 зарубежных гостей. Цифра эта сама по себе небольшая. А если учесть, что 70 % из их числа — спортсмены, прибывшие тренироваться в спорткомплекс «Волна», ситуацию можно назвать плачевной. Впрочем, основной показатель — экспорт туристических услуг — выполняется. В этом году при плане в 500 тысяч долларов городские власти уже сумели заработать 400 тысяч. А значит, повода для волнения вроде бы нет. А на самом деле?  

Артем КИРЬЯНОВ
artem.kirjanov@gmail.com



Турист — это глаза и уши


Индийский Тадж-Махал, греческий Акрополь, Великая китайская стена, американские статуя Свободы и мемориал Линкольна, французский Версаль, эфиопские скальные церкви, британский Стоунхендж, перуанский Мачу-Пикчу и, кстати, московский Кремль — такова десятка самых популярных достопримечательностей планеты. Белорусских объектов нет ни в двадцадке, ни в полусотне туристических предпочтений. Почему так? Ведь в нашей стране десятки уникальных замков, множество других интересных мест. Четыре из них, между прочим, включены в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. И если, скажем, Дуга Струве вряд ли может стать местом массового паломничества иностранцев, то с замковым комплексом «Мир» и резиденцией Радзивиллов в Несвиже все не так безнадежно.

В последнее десятилетие эти два объекта на особом контроле у руководства страны. Здесь проведены комплексные консервационные и реставрационные работы. Итог закономерен: Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» сейчас на первом месте по посещаемости среди других музейных учреждений страны, в прошлом году сюда пришло восемь процентов посетителей от общего количества. В резиденцию едут со всего мира, но наибольший интерес она вызывает у тех, кто хотя бы слышал о Радзивиллах. Это туристы из соседних стран, прежде всего, россияне. Во время зимних праздников они нескончаемой вереницей тянутся в Несвиж. А значит, деньги в объект вложены не зря. Более того, «Несвиж» сегодня на семьдесят процентов обеспечивает себя сам. Причем продажа билетов – это не единственная статья доходов, сюда входит и гостиничный бизнес, и торговля и т.д.


Примерно такую же картину рисует заместитель министра культуры Александр Яцко и по замковому комплексу «Мир». Там такое же соотношение бюджетных и внебюджетных средств, положительная динамика получения доходов, тысячи туристов со всего мира. «Несвиж» и «Мир» — два самых успешных исторических объекта с точки зрения коммерциализации.


С Брестской крепостью дела обстоят иначе. Нет, туристов там немало, а в значимые военные даты их даже больше, чем в замках. Вопрос в доходах. Вход на территорию мемориального комплекса бесплатный, символическую сумму надо отдать лишь за посещение экспозиции. Вот и получается, что за полгода объект заработал лишь 1 млрд. 250 млн. рублей. А это чуть больше тридцати процентов, необходимых на его содержание. Конечно, поставив кассы на всех входах в крепость, можно было бы существенно увеличить доходы. Но надо ли это делать? Разумно ли запретить ветерану привести сюда своих правнуков, заставить его платить за то, что уже давно оплатил своим здоровьем, а его друзья-однополчане, возможно, и жизнью? Вопрос неоднозначный, поэтому в Минкультуры не ставят перед руководством сверхзадач. Кстати, в каждой стране есть значимые объекты, вход в которые бесплатный: во Франции это собор Парижской Богоматери, в Англии — Британский и Лондонский музеи.


А вот от Августовского канала, не скрывают, надо бы получать больше. В объект вложены огромные деньги, он в хорошем состоянии, но ожидаемой вереницы туристов нет. Причин несколько: и недоработки в его рекламе, и пассивность в сотрудничестве с польской стороны. Но одной из основных Александр Яцко считает отсутствие канала в списке ЮНЕСКО. В вопросах популяризации объекта статус, оказывается, имеет огромное значение. Именно поэтому министерство так хлопочет о внесении наших объектов в этот список. Беларусь заявила десять кандидатов, на два из них уже подготовлены досье, они прошли предварительную экспертизу. Так что Августовскому каналу просто нужно время, он стоит «в очереди» за Софийским собором с его духовным наследием Евфросинии Полоцкой.


В целом картина вырисовывается достаточно обнадеживающая. Государство разумно вкладывает средства в реставрацию объектов культурного наследия, пусть еще не получает прибыли, но уже на пути к этому. Главное же, поток туристов постоянно растет. И, хочется верить, не за горами тот день, когда наши достопримечательности окажутся в списке самых популярных мировых объектов истории и культуры.

Наталья СТЕПУРО
stepuro@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter