Турист, как и лен, любит поклон

...В дизеле было холодно и мне хотелось горячего чаю. Ехала в единственный в мире музей деревенских передников — «Бездежскi фартушок». Хотелось не только увидеть уникальные произведения местных мастериц, но и понять, почему в этом музее так редко бывают туристы и можно ли сегодня народными промыслами зарабатывать деньги.
...В дизеле было холодно и мне хотелось горячего чаю. Ехала в единственный в мире музей деревенских передников — «Бездежскi фартушок». Хотелось не только увидеть уникальные произведения местных мастериц, но и понять, почему в этом музее так редко бывают туристы и можно ли сегодня народными промыслами зарабатывать деньги.

Название деревни Бездеж, как заверяли меня местные жители, связано с выпечкой хлеба. Якобы жили сельчане бедно, не всем хватало кадок под тесто и наловчились они ставить тесто без дежи. Отсюда и Бездеж. Здесь и сейчас хлеб пекут в каждом доме. Вкусный, душистый, не черствеющий, такой в магазине не купишь.

— Я родом из соседнего района. Когда приехала сюда жить, удивлялась, что хлеб в Бездеже пекут не по праздникам, а каждую неделю, — рассказала мне директор музея «Бездежскi фартушок» Лидия Шельпук. — Потом и сама научилась печь. Хлеб в местном магазине покупают только одинокие да ленивые.

Но самое главное отличие этой деревни от соседних — в мастерстве местных женщин, которые ткали и ткут полотно, рушники, фартуки и вышивают. Предпочитают лен–долгунец, который нужно сеять строго в определенные дни — только по пятницам да субботам... Местная мастерица Нина Назаровна Шумак показала мне нить. Вроде бы и зрение у меня нормальное, но издали не увидела, пришлось ближе подойти — такая тонюсенькая. Местный ОТК прост: если 300 ниток пройдут через обручальное кольцо, значит пряжа хорошая, годится для работы. Вытканное полотно отбеливают и обязательно стирают в речке Плесе. Чем жестче с полотном обращаются, тем белоснежнее оно становится. Потом шьют фартуки и вышивают их. Вроде все, как другие делают, но бездежское полотно — самое тонкое и необыкновенной белизны.

Не удивительно, что не где–нибудь в Дрогичине или Бресте, а именно в Бездеже появился музей фартуков. Экспонаты для музея стали собирать лет 10 назад по инициативе известного на Брестчине краеведа Виталия Климчука, который тогда возглавлял Дрогичинский райотдел культуры. А в 1999 году музею передали здание бывшей школы, куда он и заселился вместе со всем добром. Теперь здесь около 700 экспонатов — деревенская утварь, одежда, рушники, покрывала, ткацкий станок. Треть экспонатов — это фартуки, среди которых не найдешь даже двух одинаковых. Самому старому — 125 лет. Смотрю и удивляюсь, как можно было сделать такую ювелирную вышивку при лучине. Фартуки последних лет отличает яркость красок, а раньше вышивали в основном красными и черными нитями. Смысла особого в этом искать не стоит, просто других нитей не было.

Директор музея убеждала меня, что таких красивых фартуков я не увижу нигде. Для убедительности музей приобрел несколько передников, сделанных в других деревнях. Даже присматриваться особо не надо — разница есть. Бездежские, конечно же, лучше.

В деревне до сих пор ткут и вышивают, приобщая к этому и молодежь. При местном Доме культуры работает кружок, где девочки с удовольствием учатся вышивать. Так что передавать опыт пока есть кому. Но денег ткачество не приносит. Нина Назаровна вздыхает: «Мало платят». Да, заказы со стороны есть. В деревнях по–прежнему принято одаривать родню жениха рушниками, а в Бездеже свадебные рушники делать умеют. Правда, не все заказчики хотят отдать за рушник 20 — 40 долларов, но на меньшее мастерицы не согласны. Выткать, вышить крестиком или гладью — это не день и не два работы. Поэтому в сундуках и шкафах бездежских пенсионерок хранится немало необыкновенной красоты ручной работы. Мастерицы не спешат с ней расставаться.

— Как–то у нас гостили иностранцы, — вспомнила Лидия Шельпук. — Как они восхищались увиденным и денег на покупки не жалели! У них ценится лен. Но такие покупатели к нам редко наведываются.

В Бездеже каждый дом — музей. Рушники, фартуки, покрывала, половики — все ручной работы. У многих стоят ткацкие станки. А вот показывать это некому. Туристов приезжает мало. Вот если бы пару деревенских домов оборудовать под жилье для гостей, придумать оригинальное меню — с дичью, рыбой, с бездежским хлебом и самогоном.

В общем, все можно сделать, но нужны инвестиции и люди, которые бы этим занимались. Руководитель лучшего в районе хозяйства СПК «Бездеж–Агро» Владимир Хилько музей поддерживает, дает деньги на покупку новых экспонатов, но о превращении Бездежа в туристический центр пока не помышляет. Не до этого. И уникальный музей фартуков остается в стороне от туристических маршрутов. Близится конец года, а в Бездеже приняли только 70 экскурсий...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter