Турция готова заблокировать Швеции и Финляндии путь в НАТО. Причем тут геополитические амбиции и выборы?

Турецкий демарш

Власти Швеции и Финляндии заявили о готовности стран вступить в ряды НАТО. В поддержку этой инициативы выступили США, Великобритания, ЕС, Канада… Казалось, расширение альянса на север – дело решенное, оформят в рекордные сроки. Но тут вмешалась Турция: президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара на пополнение НАТО «положительно смотреть не может».

Фото: Reuters

По словам Эрдогана, положительной реакции со стороны Турции скандинавские страны пока могут не ждать из-за их «привычки оказывать «гостеприимный прием» террористам». Тут нужен контекст. Швеция и Финляндия отказали Турции в экстрадиции подозреваемых в причастности к террористическим организациям. В том числе речь о Рабочей партии Курдистана (РПК), которая признана террористической организацией в Турции.

Мнения насчет «курдского» довода разнятся. С одной стороны, можно предположить, что Анкара согласится идти на компромисс по НАТО, если будет выполнено требование о «полном запрете деятельности РПК на территории Северной Европы». С другой стороны, есть мнение: курды – скорее повод, нежели причина турецкого недовольства. 

Вопрос расширения НАТО стоит рассматривать в более глобальном аспекте, чем деятельность небольших организаций вроде РПК. Роль, которую Турции отводят в альянсе, сравнительно незначительна. Фокус влияния НАТО постепенно смещается к Арктике, где, по прогнозам, в ближайшем будущем грозит развернуться битва за ресурсы. Турция же от этого региона далека, посему оказать влияние на него вряд ли сможет. При этом членство в альянсе не способствует Анкаре в достижении заветной цели – стать колыбелью тюркского мира и его военно-политическим центром.

Впрочем, турецкую проблему НАТО может решить просто и эффективно, а именно исключив Анкару из альянса. Другое дело, что непонятно, кому от этого станет легче. Подобный шаг явно способен ослабить позиции НАТО в стратегически важном регионе и должен быть очень хорошо обдуман.

К тому же «разочарование Турции западным блоком может привести к непредвиденным сценариям», предупреждает директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев. Эксперт считает, что резко позицию Анкара не изменит вплоть до лета 2023-го. 

Дело в выборах. В следующем году турки изберут президента и парламент страны. Кроме того, в 2023-м Турция отпразднует столетие республики – год выйдет насыщенным. В зависимости от того, кто победит на выборах, считает Гаджиев, «может быть и поставлен вопрос ребром о масштабах присутствия Турции в НАТО».

Фото: pixabay.com

Утверждение не лишено реалистичности, но есть нюанс. Если тема альянса актуальна и горяча, на ней можно что-то выиграть в политическом плане именно сейчас. Судя по заявлениям со стороны Запада (Германия готова «очень быстро ратифицировать» присоединение Швеции и Финляндии к НАТО – МИД ФРГ), вопрос не особо терпит промедления. Теоретически есть больше шансов, что партнеры по блоку пойдут Анкаре навстречу в поиске компромисса, например дадут гарантии по курдскому вопросу. Благодаря этому Эрдоган сможет заработать дополнительные бонусы к своей предвыборной кампании. На практике же в сети можно раскопать инсайды о давлении на Турцию со стороны ЕС, чтобы та поскорее изменила мнение о натовской судьбе скандинавской двойки. 

Ситуация напоминает теннисный матч: стороны обмениваются заявлениями, как ударами по мячу, и пока что ни одна из них не заработала брейк-поинт.

На фоне происходящего невольно задумаешься о еще одном варианте развития событий. Возможно, аналитики ошибаются, рассчитывая на неторопливую политику Эрдогана. Если Турция увидит, что членство в альянсе не приносит ей особой пользы, а только заставляет принимать сложные решения под давлением, она может задуматься о выходе из блока. Впрочем, стоит признать, что сегодня это выглядит маловероятным: тема возможного разрыва отношений между НАТО и Турцией обсуждается не первый год, но ни к чему конкретному это не приводит. 

Правда, и ситуация в регионе была другой – 2022-й перевернул европейскую действительность. Кто знает, быть может, Анкара посчитает это благоприятным знаком для решительных действий. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter