Субсидирование поездок по стране, расширение инфраструктуры и новые маршруты: как планируют развивать внутренний туризм

Тур домашнего приготовления

В любой непростой ситуации бизнес-гуру советуют искать возможности. Вот и пандемия, практически заморозившая международный туризм, заставила обратить внимание на туризм внутренний. Ведь тягу к путешествиям никто не отменял. Что интересно нашим жителям внутри своей страны, как государство планирует стимулировать этот спрос и развивать сферу гостеприимства? Эти и другие актуальные вопросы «Р» адресовала директору Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирине Воронович.

Отдых по душе можно найти и в Беларуси.

Виды на сезон

— Ирина Николаевна, не за горами отпускной сезон. Раньше у многих наших граждан он был связан с морем. Так, например, в 2019-м практически каждый десятый белорус выезжал с помощью турфирм за границу. В 2020-м получилось только у каждого 37-го. Каким прогнозируется летний сезон-2021?

— Сложно загадывать, каким он будет для выездного туризма: ситуация уж слишком непредсказуемая. Тот же пример с Россией, которая решила временно приостановить полеты в Турцию из-за эпидобстановки, показал шаткость положения. Во многих странах не знают, что будет завтра. Например, на прошедшей в Минске 23-й международной выставке-ярмарке туруслуг «Отдых-2021» широко была представлена Болгария — одно из немногих государств, принявших участие в форуме. Тогда болгары заявляли, что планируют открыть чартерную программу с 1 июня. Но тем не менее границы для белорусских туристов открыты уже с мая. Так что, думаю, для выездного туризма сезон пройдет примерно на уровне прошлого года. При условии, что обстановка в мире не ухудшится и будут открываться для приема туристов новые страны. Например, Израиль заявляет, что путешественники смогут вскоре его посещать. Но при наличии антител в результате перенесенного заболевания или вакцинации. Тест на антитела будут делать непосредственно в аэропорту принимающей стороны. По какому пути пойдут другие страны, какие условия для въезда они предложат через пару дней, сложно сказать. Но мы начеку: если что-то изменится — сразу предупредим наших туристов. Ведь многие соскучились по морю, его ничем не заменишь. Кто-то ждет поездки с прошлого года, когда согласился на перенос тура. А некоторые желают истратить полученную компенсацию от турагентств за несостоявшиеся поездки. К слову, в регионах туркомпании вопросы с клиентами, у которых в прошлом году сорвались поездки на море, решили. Впрочем, еще остаются незакрытые вопросы с туристами, в основном у минских компаний. Мы следим за ситуацией.

Тем, кто не хочет рисковать, советую провести лето на родине, найти для себя приемлемый вид отпуска. 

— Как изменились предпочтения в отдыхе внутри страны у наших граждан? 

— Люди стремятся на свежий воздух, ближе к природе, подальше от крупных городов. Востребованы санатории — бронирование со стороны белорусов активнее, чем в прошлом году. Не все понимают, что сегодня санатории — не только лечение. По сути, это хороший отель с различными процедурами — и лечебными, и спа. Кстати, спа-процедуры можно получить уже и в некоторых агроусадьбах. И провести там время более уединенно. Здоровое питание прилагается. Владельцы домиков в деревне стараются подстраиваться под клиентов и их график, предлагать изюминки — то, чего нет у соседей. Если надо задержать туриста подольше, в ход идет кооперация с коллегами — речь о кластерной системе агроусадеб. Среди тех, у кого нет дачи, или тех, кто не хочет подвергать риску родственников в регионах, такой вариант проведения отпуска особенно популярен. Молодежи интересны активные виды отдыха — сплавы на байдарках, веломаршруты. В тренде туры выходного дня по разным объектам. Причем одна или две семьи могут обратиться за помощью к турфирмам или отправиться в поездку самостоятельно. 

На пике популярности у белорусов — агротуризм.

Бонусы для своих

— В конце прошлого года со стороны Минспорта прозвучала новость, что государство и бизнес сообща выработают комплексный документ по поддержке туротрасли. Поясните, о чем идет речь.

— Речь о проработке вариантов для увеличения путешествий по стране. При Минспорта создана рабочая группа по выработке механизмов субсидирования внутреннего туризма. Варианты еще в стадии обсуждения. 

— Проще говоря, у нас может появиться система возврата денег за путешествия по Беларуси, как в России? 

— Мы ищем свои варианты, изучая при этом и успешный опыт других стран. Принятые в итоге варианты субсидирования путешествий по стране должны быть выгодны для туристов. Над этим работаем сообща с представителями бизнеса, общественными объединениями, рядом госорганов. Тема весьма дискуссионная. 

Исследовать страну можно на любом транспорте.

Новинки из регионов и для регионов

— В программе развития туризма на ближайшее пятилетие «Беларусь гостеприимная» большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Расскажите подробнее об основных пунктах.

— Программа включает в себя три подпрограммы. Первая касается кадрового и учебно-методического обеспечения в сфере туризма. Здесь речь идет о подготовке специалистов в сфере. Например, о повышении роли аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. Важно, чтобы из уст этих профессионалов звучала достоверная информация о стране, не искажались культурные и исторические факты. В целом этих специалистов недостаточно. Хотя с экскурсоводами в Минске и в регионах ситуация относительно неплохая. Хотелось бы, чтобы в областных центрах и в районах их было больше, особенно гидов-переводчиков. 

— Пандемия проредила коллективы многих туркомпаний. Наверняка это коснулось и экскурсоводов, и гидов-переводчиков. 

— Как и в любой сфере, некоторый спад есть. При этом на аттестацию охотно идут новые люди. Часть, конечно, отсеивается. Ведь экскурсовод должен быть и суперинтеллектуалом, способным ответить на любой вопрос из группы, и хорошим психологом, чтобы найти подход к каждому клиенту. Новые кадры создают конкуренцию. А значит, каждый будет заинтересован в качественной работе. Мы стремимся к тому, чтобы экскурсоводы аттестовывались по маршрутам не только в крупных городах, но и в небольших. Ведь есть маленькие населенные пункты с богатой историей, культурой и традициями. И люди едут, чтобы узнать больше из уст специалиста. Очень важно, чтобы классики-профессионалы в экскурсионном деле передавали свой опыт молодому поколению. С этой целью на постоянной основе проводятся выездные образовательные семинары, круглые столы, вебинары. 

— Не секрет, что туристов привлекают новинки в маршрутах, новые объекты. В крупных городах отыскать их, кажется, проще. Но сейчас, как никогда прежде, белорусы охотно едут в регионы. Чем намерены удивлять на периферии?

— Появляются новые программы для соотечественников, придумываются фишки. Процесс кипит, но требует времени. Идей много. Некоторые как раз обсуждались на недавнем заседании Межведомственного экспертного совета по туризму под председательством заместителя Премьер-министра Игоря Петришенко. Речь о пилотных проектах в каждой области. Регионы выбрали для себя наиболее значимую тему, которую намерены раскрыть с помощью кластеризации — объединения разных организаций, работающих на общую идею, общий бренд. Так, над формированием туристического региона «Припятское Полесье» с созданием единой системы маршрутов и информационной инфраструктуры работают в Брестской области. Туристические кластеры и зоны столицы готовятся представить гостям в Минске. Туристический кластер «Пристоличье» раскроет многогранную красоту Минской области. Проект «Васильковый край» расскажет о потенциале северного региона, знакомстве, в том числе и с использованием мобильных приложений, с Витебской областью. «Патриотический импульс» направлен на развитие мест славы на Гомельщине. В Могилевской области должен заработать туркластер «Чигиринка», куда войдут агроусадьбы, базы отдыха, туркомпании, спортивные и культурные форумы. 

Сейчас разработаны технологические карты пилотных проектов — планы того, что хотят получить и что для этого будут делать. В июне, думаю, подведем итоги первого этапа, посмотрим, что сделано. К концу года мы должны иметь какие-то результаты. Затем их презентуют для туристов. Конкуренция между областями должна быть и будет. И прошедшая турвыставка это осветила — у каждого региона свои изюминки и новинки. 

— Чтобы привлечь больше туристов, новинки должны стать частью турпродукта. Кто его должен формировать?

— В первую очередь, это задача туроператора. Наши в основном работали на выездной рынок. По данным Белстата, в прошлом году внутренним туризмом занималось только 118 организаций. Это меньше 10 процентов от общего числа туркомпаний. 2020 год и ситуация с пандемией привели к тому, что многие туроператоры переориентировались на внутренний рынок. 

— Может быть, процесс пойдет быстрее, когда в регионах появятся люди, отвечающие только за туризм?

— Рассчитываем на это. Действительно, в Национальной стратегии развития туризма до 2035 года определено, что управленческая структура министерства в регионах будет расти. Причем с учетом особенностей туриндустрии каждого района. Ожидается, что минимум один работник там будет отвечать за туризм. Сейчас вопросы гостеприимства местные специалисты, по сути, решают по остаточному принципу. Кроме того, они, как правило, не имеют профильного образования и необходимых знаний по продвижению турпродукта, слабо владеют иностранными языками. Думаю, в ближайшее время в регионах начнут появляться новые люди — штат Национального агентства по туризму расширяется. Первое собеседование кандидатов в министерстве уже состоялось. Часть из них отбор прошла. Набор продолжаем, параллельно готовим документы для новых сотрудников, рабочие места. Мы в этом направлении движемся и надеемся, что в самое ближайшее время люди начнут работать.

Во время пандемии во многих странах набирает популярность внутренний туризм.

Бренд покажет себя сам?

— Согласно госпрограмме, в ближайшие годы в туризме будет проводиться много различных маркетинговых исследований. С чем это связано? 

— Сейчас особенно важно понимать, в каком направлении нам двигаться при выборе целевых стран, на какие рынки работать, в каких регионах искать точки роста. Поэтому в госпрограмме теме маркетинга уделена одна из подпрограмм. Еще одна, кстати, касается инфраструктуры. Каждый регион для себя определил наиболее важные объекты, которые в ближайшие годы надо построить или модернизировать, чтобы туристы чувствовали себя комфортно при путешествии по стране. Таких пунктов более 70. При этом планируется построить туркомплексы и гостиницы, реконструировать старые. В результате, например, число и уровень средств размещения в регионах должны вырасти. А значит, туристы станут задерживаться во время своих поездок. Ожидается, что в 2025 году число ночевок увеличится вдвое. 

— А что будет с туристическим брендом страны? Этот вопрос не первый раз то поднимается, то снова затухает — когда ждать развязки?

— В настоящее время при Мин­экономики сформирована межведомственная рабочая группа для разработки дорожной карты по созданию и продвижению бренда Беларуси. Она работает над дорожной картой по этому вопросу. Но там речь идет о бренде страны вообще. Мы же говорим о турбренде, это важная составляющая. У туристов, которые хотят посетить Беларусь, должна возникать ассоциация с нашей страной, вызывающая желание приехать. Предлагались разные варианты, но они не приживались. Наверное, должно пройти время, чтобы турбренд сам себя показал, здесь спешка может навредить. Я вижу, что турбрендом становится агроэкотуризм. Он сочетает в себе уникальную природу и свежий воздух, душевную широту и открытость, вкусное и здоровое питание. Можно приехать и прочувствовать это. Надеюсь, что эксперты всего мира смогут оценить уровень нашего агротуризма осенью. Предварительно на это время перенесен международный форум по сельскому туризму при поддержке Всемирной туристской организации. Он должен был пройти еще в мае 2020 года, но пандемия внесла свои корректировки. Местом встречи выбрали Беларусь — значит, наши успехи заметили в мировом турсообществе. Да и сами граждане к нему присмотрелись — неспроста в сложном 2020-м посещаемость агроусадеб упала незначительно ниже показателей 2019-го, но была выше, чем в 2018 году. 

— О значимости данного направления не раз говорил и Президент. На большом совещании в начале года Александр Лукашенко поручил внимательно изучить работу этой сферы. В Минспорта занялись инвентаризацией. Поделитесь, пожалуйста, результатами.

— Инвентаризация все еще продолжается. Анализ показал, что подавляющее большинство агроусадеб работает в правовом поле. Мы фиксируем площадь, расположение относительно областных или районных центров, спектр оказываемых услуг, средний доход, число созданных рабочих мест. Это станет основой для дальнейшей дифференциации агроусадеб. Как вариант — при следующей корректировке Налогового кодекса на основе собранных данных в каких-то зонах увеличат размер сбора. Согласитесь, когда люди часто проводят мероприятия, да еще их дома расположены возле крупных городов, их доход иной, нежели у той небольшой усадьбы, которая находится в глубинке. Пока же одинаково платят две базовые в год за каждую усадьбу. 

Время перемен

— Ирина Николаевна, депутаты в первом чтении приняли обновленный Закон «О туризме». Работа над ним идет давно. Но часть турбизнеса настаивает на том, чтобы «заморозить» процесс до лучших времен. Что ответите?

— Пандемия в очередной раз показала, что туристы не защищены — а именно этот аспект стал катализатором для работы над документом. Граждане продолжают выезжать за рубеж, несмотря на ситуацию с вирусом в мире и на положение дел в турфирмах. Мы должны быть уверены, что в случае форс-мажора они смогут вернуться. Но усилия при этом должны приложить туроператоры. В прошлом году, когда возник вопрос о возвращении туристов, решали его преимущественно в госорганах, хотя это обязанность туроператоров. Поэтому мы говорим: вот есть три формы ответственности перед туристами. Речь о банковской и страховой гарантии и накопительном фонде при турсоюзах. Выбирайте любой вариант. Банкиры и страховщики обещают к моменту вступления в силу закона предложить свои продукты. Размер взносов в фонд определен для туроператоров-выездников — не менее 0,2 процента от стоимости туров, приобретенных туристами за границу в предыдущем году. Да, новые правила работы потребуют определенных финансовых затрат, на которые, может быть, не очень хочется идти. Зато, когда туристам понадобится помощь, деньги на это будут. Ничего не случится в какой-то период — по внутреннему решению бизнес-союза сумма сверх фонда может быть потрачена на маркетинговые цели. 

Плюс в законе прописано разграничение ответственности тур­оператора и турагента. Сейчас именно последние отвечают перед туристом. А законопроект преду­сматривает роль туроператора как исполнителя перед туристом. Так как тур формируется туроператором, а агент выступает исключительно посредником между клиентом и туроператором. 

Кроме того, предлагается ввести обязательное лицензирование деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков. Случайным людям и не прошедшим аттестацию говорунам будет поставлен заслон. Отмечу, что нынешний закон принят еще в 1999 году. Сама жизнь показывает, что он нуждается в обновлении. 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter