Тур де Франс

В фавориты президентской гонки вышли кандидат от правых Николя Саркози и социалистка Сеголен Руаяль, которые поборются во втором туре...
В фавориты президентской гонки вышли кандидат от правых Николя Саркози и социалистка Сеголен Руаяль, которые поборются во втором туре.

Французам предстоит сделать выбор, от которого зависит не только фамилия следующего хозяина Елисейского дворца на ближайшие пять лет. Ведь сегодня свое будущее определяет страна, которая отвергла Европейскую конституцию. Ищет выход из тупика государство, где острее всего стоит проблема с эмигрантами, медленно, но верно лишающими самих французов собственной «национальной идентичности». На перепутье стоит общество с одной из самых сильных в Европе систем социальной защищенности трудящихся — и, как говорят, именно по этой причине утрачивающее экономическую эффективность.

Совершенно очевидно, что эти же проблемы являются сегодня главными и для всего Евросоюза. Собственно, потому и случился кризис в этой организации, что локомотив ЕС чуть ли не впервые за 50 лет притормозил, выбирая путь. Итак, каким же он видится главным кандидатам на президентский пост Пятой республики?

Николя Саркози уже выиграл главную победу, забрав голоса ультраправого руководителя Национального фронта Ле Пена. Жалкие 11 процентов этого старого «фронтовика» показывают, что Франция сумела избежать дрейфа в национализм как жесткую реакцию на иммигрантское засилье. Проблема, конечно, осталась, но ее решение в виде весьма рискованного лозунга Ле Пена «Франция для французов» обществом не поддержано. И именно потому, что властям удалось вовремя уловить антиэмигрантские настроения и воплотить их в резкой, энергичной, но все же вполне политкорректной программе Николя Саркози.

Зато вряд ли этому «кандидату власти» так же легко будет убедить соотечественников поддержать его экономическую программу. Ведь он считает, что именно чрезмерные социальные льготы сделали Францию отсталой в экономической конкуренции. А потому требует от своих сограждан больше работы, больше личной ответственности и готовности к риску. Еще два года назад он бросил не торопящемуся проводить реформы президенту Жаку Шираку: «Возможность, которая есть сегодня у безработного: отказываться от работы даже после трех предложений — это не социальное достижение, а трусость».

Спорить с этим трудно, но... куда спокойнее и приятнее слушать речи милой Руаяль о том, что минимальный размер пенсий и зарплаты будет увеличен. Хотя и сегодня почти половина французских граждан экономически зависит от государства — получает от него заработную плату или социальные пособия. То, как французы пытаются совместить социальную защищенность с модернизацией экономики, представляет для всех европейцев, в том числе и нас с вами, жизненно важный интерес.

Так же, как важны, в том числе и для Беларуси, воззрения на будущее Евросоюза. Несмотря на явную персонификацию французских выборов, ясно, что речь идет не о «мужественном» Саркози или «красивой» Руаяль, а о том месте, которое представляемая ими страна должна занять в мире. Сильная Франция, а значит, и сильный наш западный сосед, ЕС, с которым мы имеем границу протяженностью 1.200 километров, — неплохая перспектива для европейского будущего. Ну а кто конкретно в Елисейском дворце будет его воплощать — дождемся 6 мая, когда французский избиратель окончательно сделает свой выбор.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter