Почему сфера туризма становится бесконтрольной вольницей для мошенников

Тур де фарс

По вине турфирмы группа белорусских детей застряла на болгарском курорте. Без отдыха оставила своих клиентов компания «Аврора Тур». Директор фирм «Буоно Тревел» и «Оушен Тревел» воровал деньги с карт–счетов иностранцев. С деньгами исчез замдиректора турфирмы «СТС Вояж». Перечисляю лишь самые скандальные случаи последнего времени, где речь идет о множестве пострадавших и ущербе в десятки тысяч долларов. Не говорю уж о многочисленных жалобах на качество оказанных услуг — они сыплются в нашу редакцию и Министерство спорта и туризма. Замечу, что претензии звучат в адрес недавно работающих предприятий: ветераны рынка продолжают трудиться без рекламаций. Откуда же берутся новички в туристической отрасли? Почему в ней то и дело закипают скандалы, которых не бывало еще пять — шесть лет назад? Отчего белорусская индустрия путешествий постепенно превращается в малину для мошенников? Чем вызвано падение качества турпродукта?


Ответы на все эти вопросы, на мой взгляд, кроются в практически полной потере госуправления в туристической сфере. Как всегда, дорога к этой печальной ситуации оказалась выстлана благими намерениями по дебюрократизации турбизнеса. Увлекшись упрощением административных процедур, мы в 2008 году отменили обязательную сертификацию турфирм, сделав ее сугубо добровольной. А в 2011–м полностью исключили туризм из числа лицензируемых видов деятельности. Открыть турфирму стало проще, чем парикмахерскую — в той хотя бы необходимо соблюдать санитарные нормы. Немудрено, что в эту сферу бросились все кому не лень. Сложившуюся обстановку еще два года назад обрисовала директор одной из туркомпаний Полина Хадкевич: «Туризмом занимаются теперь люди, которые еще недавно продавали окна. Кто–то создает фирмы для жен, кто–то придумывает нечто сродни сетевого маркетинга. И профессионалы турбизнеса в шоке, потому что в туризм приходят люди неграмотные, продающие туры, о которых сами мало знают. Их задача — заработать свой процент, но не гарантировать качество услуги». Подобная вольница была непредставима в эпоху лицензирования, когда от директора турфирмы требовалось иметь специальное образование и стаж работы, а его сотрудники должны были быть профильными специалистами.

Видимо, мы не можем без крайностей. Иногда закручиваем бюрократические гайки так, что не вздохнуть, а временами вовсе пускаем огромное дело на самотек, надеясь, что «рынок сам все разрулит». Но он не разрулит, а скорее развалится под репутационными ударами: все больше людей будет отказываться от услуг туристических предприятий, организуя свой отдых самостоятельно или же прибегая к услугам туроператоров в тех странах, где государство продолжает контролировать эту сферу. А таковых, в том числе в Евросоюзе и среди наших соседей, большинство. В той или иной форме существуют специальные ведомства, имеющие широкие полномочия в области защиты прав туристов. У нашего же Министерства спорта и туризма, к сожалению, практически не осталось действенных рычагов воздействия на недобросовестных участников рынка. Раньше министерство могло приостановить действие лицензии или отозвать сертификат у турфирмы, на которую поступали жалобы клиентов. И это имело эффект: большинство обоснованных жалоб удовлетворялись без судебных разбирательств. Теперь обманутому туристу остается обращаться лишь в суд, заручившись поддержкой общества по защите прав потребителя.

Я как тот самый потребитель крайне рад, что излишняя демократизация не коснулась, например, торговли и пассажирских перевозок. Недавно приобрел в интернет–магазине бракованный планшет, который мне наотрез отказывались обменять. После жалобы в Минторг продавец сам прибыл ко мне с новеньким товаром, попутно посетовав, что в противном случае его бы ждали суровые санкции от контролирующего ведомства. Наш читатель из Бреста рассказал, что водитель маршрутки собирался высадить его за несколько километров до нужной деревни, попросту решив сократить себе дорогу. Однако предупреждение о жалобе в Транспортную инспекцию Минтранса мигом заставило шофера вспомнить подробности собственного маршрута и правила перевозки пассажиров. В случае с некачественным туристическим продуктом такой механизм воздействия не сработает: профильное министерство может лишь беспомощно погрозить пальцем директору турфирмы, а мне наверняка придется подкинуть работенки судам, которые и без того испытывают серьезную нагрузку...

Много надежд в наведении порядка возлагалось на создание единого реестра туристических предприятий, который должен заработать с января 2017 года. Однако он вряд ли окажет серьезное воздействие на ситуацию: вопреки предложениям Минспорта и туризма особых условий для внесения турфирмы в этот официальный перечень так и не установлено. В России, например, для включения в федеральный реестр турфирме необходимо иметь финансовое обеспечение возможных рисков. У нас же эта процедура будет осуществляться по заявительному принципу и бесплатно. Потенциальным мошенникам или просто неумехам ничего не стоит попасть на эту витрину честных профессионалов, а при разоблачении просто переименоваться.

На мой взгляд, если сейчас ничего не предпринять, именно так все и будет.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 188 (25070). Пятница, 30 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter