Тупиковый рейс

Понадеявшись на удачу в бизнесе, многодетная семья рискует остаться без средств к существованию
Понадеявшись на удачу в бизнесе, многодетная семья рискует остаться без средств к существованию

Бизнес — штука жестокая и бескомпромиссная. Конкуренты не дремлют и правила игры — «слезам не верят». А зачастую — до предела напрягаешь сухожилия, ободряемый пресловутым светом в конце тоннеля, и бессильно падаешь на колени, когда оказывается, что свет был миражом и тоннель заканчивается тупиком...

В Новополоцке 1 декабря проводился конкурс, победитель которого должен был получить право обслуживать на маршрутном такси один из самых выгодных городских рейсов. После предварительного «розыгрыша» единственной квоты в числе финалистов остались в итоге три предпринимателя. Среди них — Владимир Толкачев, для которого победа была важна как воздух. И объективно, как считает сам Владимир Геннадьевич, у него были все шансы надеяться на успех.

Дело в том, что бывший военный, отец троих детей, в том числе 15–летней девочки — инвалида детства, достаточно долго был безработным. Правда, несколько раз по договорам найма ему удавалось наняться водителем маршрутного такси, но получить стабильную работу так и не вышло. Тем более что Владимир Толкачев и сам серьезно заболел. Поэтому за предложение центра занятости населения взять субсидию на развитие предпринимательской деятельности он ухватился как за спасительную соломинку. Из всех выдвинутых вариантов организации бизнеса выбрал наиболее знакомый — пассажирские перевозки на маршрутном такси. Отучившись на специальных курсах, Толкачев в 2004 году получил лицензию и, взяв в кредит «Газель» 2002 года выпуска, тут же рискнул участвовать с ней в конкурсе на получение маршрута. Проиграл тогда, как сам говорит, в честной борьбе. Его микроавтобус, безусловно, уступал конкурентам и по возрасту, и по пробегу, и по техническому состоянию. Но мужчина не отчаялся и решил сражаться до конца. В конце концов, представьте себе, каково это — существовать на 200 тысяч рублей в месяц многодетной семье, в которой двое тяжелобольных.

Когда стало известно, что в 2005 году в Новополоцке будет разыгрываться очередная квота на перевозки маршрутным такси, Владимир Толкачев решил подготовиться к конкурсу со всей основательностью бывшего армейца. Понимая, что предпочтение на конкурсе будет отдано прежде всего новой маршрутке, он связался с белорусским производителем микроавтобусов и взял в лизинг машину «Люблин–3514» 2005 года выпуска, логично, казалось бы, предположив, что теперь имеет на руках множество козырей: «Люблин» — отечественное транспортное средство, специально оборудованное под маршрутное такси, оснащенное необходимым тахографом, получившее одобрение Министерства транспорта и коммуникаций и т.д. Кроме того, в конкурсную комиссию было направлено ходатайство от председателя правления Новополоцкой городской организации Белорусского общества инвалидов Нины Анкудович, в котором выражалась просьба обратить внимание на главу семьи Толкачевых: «...Мы надеемся, что вы дадите этой семье шанс выжить в этом сложном мире, а опыт и сноровка в бизнесе придут со временем».

Перед финальным голосованием расклад сил был таким. У Толкачева — новый «Люблин», у второго предпринимателя — две «Газели» 2005 года (основная и резервная) и наконец у третьей участницы — двухлетний немецкий «Фольксваген» и резервная «Газель». Как вы думаете, уважаемые читатели, кто победил? Единственная обладательница иномарки «Фольксваген» — самой «пожилой» из всех представленных машин! Владимиру Толкачеву официально пояснили, что конкурс он не прошел по двум критериям: у него не было резервной машины, необходимой для подмены основной в случае ее поломки, а также отсутствовал «стаж работы в области организации пассажирских перевозок».

Естественно, Владимира Толкачева результаты конкурса просто шокировали:

— Я не могу понять, если опыт пассажирских перевозок является главным требованием для получения маршрута — зачем тогда вообще было выдавать мне лицензию на эти самые перевозки? И для чего моей абсолютно новой машине, имеющей заводскую гарантию и ежемесячно проходящей техническое обслуживание, кровь из носу требуется резервный автомобиль на случай ремонта?

Формально, конечно, конкурсная комиссия имела право отказать Толкачеву. И стаж работы претендента, и наличие резерва подвижного состава действительно входят в число условий, которые являются определяющими в случае, если одну квоту желают получить сразу несколько конкурсантов. Но с другой стороны, не менее значимыми являются и такие критерии, как год выпуска транспортного средства, его общий пробег, соответствие оборудования целевому назначению и даже внешний вид. Так вот, сдается мне, что по этим показателям «Люблин» 2005 года ну никак не уступает «Фольксвагену» 2003–го.

Впрочем, с таким утверждением не согласен возглавлявший конкурсную комиссию заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Николай Симуров:

— Мы всем участникам выслали протоколы совещания тендерной комиссии с указанием, почему тот или иной из них не прошел по конкурсу. Кроме того, были отобраны три претендента, которые наиболее соответствовали необходимым требованиям, и решение принималось путем открытого голосования. Там все абсолютно в рамках закона и существующих положений. Машина выигравшей претендентки по своему внешнему виду абсолютно новая. Что значит «Фольксваген» 2003 года и та же «Газель» 2005 года? «Газель» через полгода становится на ремонт и вся гниет, а «Фольксваген» еще 10 лет будет ходить. Но не это явилось основополагающей причиной. В частности, Толкачевым не был предоставлен резерв и он сейчас работает на междугородних рейсах, а опыт перевозок в городе у него отсутствует. Хотя действительно сделать выбор было сложно: на один маршрут подали заявки порядка 10 претендентов и у всех были новые машины. Поэтому комиссии пришлось учитывать любые мелочи...

Увы, наверное, и правда по закону невозможно учесть такие нюансы, как тяжелое материальное положение конкурсанта, его желание самому, несмотря на тяжелую болезнь, обеспечивать многочисленную семью, да и просто вызывающее уважение стремление полноценно жить, а не существовать. Конечно, теперь ему будет очень нелегко. Лизинговая компания хотя и пошла Владимиру Толкачеву навстречу, освободив от уплаты 30–процентного первого взноса за микроавтобус «Люблин», но рассчитаться за машину придется сполна. За три года, с учетом процентов, сумма составит где–то 31 тысячу долларов! Чтобы приобрести автомобиль, Толкачевы составляли для лизинговой компании бизнес–план, по которому выходило, что использование «Люблина» в качестве маршрутного такси не только позволит вовремя оплачивать долг, но и, как выразилась жена Владимира, «на еду должно было оставаться». Радужная теория, к сожалению, оказалась бессильной перед суровой практикой...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter