Тупиковых ситуаций не бывает

Кулуарные разговоры и сообщения в СМИ со ссылкой на компетентные российские источники о возможном четырехкратном повышении для Беларуси цен на “голубое топливо” подтвердились. По крайней мере, в ОАО “Белтрансгаз” не отрицают, что получили от ОАО “Газпром” проект газового контракта на будущий год со стартовой ценой 200 долларов за 1 тысячу кубических метров, который сейчас рассматривается. Правда, это не значит, что мы будем покупать газ по предложенной цене. Переговорный процесс идет, и стороны надеются найти компромиссный вариант. Каковым он будет, мы, скорее всего, узнаем осенью. Как заявил на недавней пресс-конференции посол России в Беларуси Александр Суриков, окончательно цена российского газа для нашей страны сформируется к ноябрю, когда станут известны цена на нефть и объемы ее добычи.
Напомним, сегодня Беларусь приобретает газ по той же цене, что и в прошлом году — по 46,68 доллара за 1 тысячу кубометров, а поставить его нашей стране “Газпром” в 2006 году должен 21 миллиард кубометров, из которых 1,5 миллиарда — при наличии технической возможности. Четырехкратное повышение стоимости “голубого топлива”, несомненно, тяжелым бременем ляжет на отечественную экономику. Оппоненты белорусских властей злорадствуют, отдельные недруги из числа российского истеблишмента недвусмысленно намекают: не хотите поступиться суверенитетом — пеняйте на себя. Кому-то очень хочется спор хозяйствующих субъектов окрасить исключительно в политические тона. Дабы прекратить спекуляции на эту тему, Президент Александр Лукашенко в очередной раз расставил точки над “i”. Во время встречи с губернатором Алтайского края Александром Карлиным он категорически заявил, что Беларусь — самодостаточная страна, которая никогда не войдет в состав Российской Федерации.
Поскольку стоимость углеводородного сырья — это все же экономическая составляющая, то и рассматривать проблему нужно в экономической плоскости. Недаром и заместитель председателя правления ОАО “Газпром” Александр Рязанов во время недавнего “круглого стола” в рамках IV Всероссийского энергетического форума охарактеризовал переговоры с белорусской стороной о переходе с 2007 года на рыночные цены на газ не как фактор политического решения, а как элемент реальной экономики. А сейчас хозяйствующие субъекты просто обозначили позиции, суть которых сводится к тому, что один из них хочет дороже продать, а другой хочет дешевле купить.
У каждой из сторон — свои доводы. “Газпром”, понятно, не хочет терять прибыли. Другой аргумент, на котором акцентировал внимание посол Александр Суриков, — Россия, подавшая заявку на вступление в ВТО, должна отвечать требованиям этой международной торговой организации, а именно, создать равные условия конкуренции. Это значит, что она обязана отказаться от избирательного подхода к ценам на газ не только для партнеров на пространстве СНГ, но и для собственных производителей. Так что не только белорусам, но и россиянам придется платить за “голубое топливо” без всяких скидок.
Белорусская сторона это понимает и согласна на плавное повышение цен на газ: в будущем году, например, не более чем на 11 процентов, чтобы не нанести ущерб благосостоянию нашего народа. Выдвигает она и такой резонный аргумент: переговоры о цене на газ должны быть основаны на межправительственных соглашениях. Прежде всего, это договор о создании Союзного государства и соглашение о равных условиях для субъектов хозяйствования и формировании единых цен на энергоносители. Не логично ведь устанавливать для Беларуси “европейскую” цену, если Россия вместе с ней строит общий дом. Как заявил Президент Александр Лукашенко, “Беларусь не ожидает от России каких-либо преференций, мы только хотим работать в экономике как одна страна”.
А чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, российской стороне, по словам министра энергетики Беларуси Александра Агеева, предложены пять серьезных проектов. Один из них — завершение строительства компрессорных станций на первой нитке российского газопровода Ямал—Европа, что позволит вывести трубу на проектную мощность 33 миллиарда кубометров газа в год. Преференции “Газпрома” при этом могут составить примерно 220 миллионов долларов за счет освобождения от уплаты части налогов и пошлин на ввозимое оборудование и льгот при вводе двух компрессорных станций. Второй проект — создание подземного хранилища газа на своей территории, третий — прокладка второй нитки газопровода Ямал—Европа. Белорусская сторона также приглашает российский концерн принять участие в строительстве ТЭЦ в Белоозерске и в модернизации гродненского завода “Азот”. Все проекты интересные, а строительство подземного газохранилища — очень даже привлекательное предложение для “Газпрома”. И еще не факт, что он может отказаться от второй нитки Ямал—Европа по территории нашей страны, поскольку, как считают специалисты, по сравнению с Северо-Европейским газопроводом, тем, что проляжет по дну Балтийского моря, “Газпром” имел бы выигрыш при транспортировке “голубого топлива” в Европу около 480 миллионов долларов в год.
Помочь урегулировать газовые отношения, по мнению посла Александра Сурикова, могло бы создание единой газотранспортной системы. Российский газовый монополист с удовольствием, конечно, заимел бы контроль над “Белтрансгазом”, но продавать его по балансовой стоимости мы не станем. Наше правительство оценивает это предприятие в 5 миллиардов долларов, а российский концерн готов выложить сумму едва ли не в десять раз меньшую. Кто ж будет продавать себе в убыток? Российский дипломат также считает, что есть смысл обсуждать совместную добычу газа. К слову, Беларусь неоднократно заявляла и о своем намерении участвовать в разработке российских нефтяных месторождений. Предлагала она также обменять 50 процентов акций “Белтрансгаза” на активы “Газпрома”. Однако российская сторона на это пока не соглашается.
Да, еще предстоят непростые переговоры, но оснований для паники нет. Вспомним украинскую газовую эпопею, когда Россия и Украина начинали торг с 230 долларов за 1 тысячу кубометров газа, а сошлись на 96 долларах. И в российской монополии считают, что ситуация с транзитом и поставками газа в Беларусь в 2007 году не повторит сценарий российско-украинского газового конфликта, который привел к кратковременному снижению поставок газа в Европу в начале нынешнего года. По крайней мере, такое мнение высказал заместитель председателя правления ОАО “Газпром” Александр Медведев, а это значит, что стороны все же придут к взаимоприемлемому решению. Собственно, так оно всегда и было. Даже после того, как российская сторона однажды перекрыла газовый вентиль для нашей страны, финал переговоров был быстрым и корректным. К тому же, как сообщил первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Юрий Алымов, сейчас разрабатываются 3—4 варианта бюджета страны на 2007 год в связи с возможным повышением цен на российский газ. Так что можно надеяться, что подорожание “голубого топлива” не станет потрясением для отечественной экономики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter