Туннель

В Новогрудке откроется музей, посвященный трагедии
В Новогрудке откроется музей, посвященный трагедии

Прохожу по улицам Новогрудка: спуск – подъем, спуск – подъем. Миную развалины замка, гору Миндовга, костел. За каждым поворотом здесь — история, старая, записанная скупыми строками летописей, и новая, высеченная горькими датами расстрелов на памятниках павшим. Именно память о Холокосте привела меня на этот раз в Новогрудок...

Невозможно рассказать о еврейском партизанском отряде братьев Бельских, не касаясь трагической и героической судьбы узников Новогрудского еврейского гетто, — настолько тесно переплетена история белорусского еврейского сопротивления и Холокоста. Но до сих пор, хотя и прошло после окончания войны уже более 60 лет, многие страницы этой истории Новогрудчины остаются неясными, требуют изучения.

Город был оккупирован немецкими войсками с 4 июля 1941–го по 9 июля 1944–го — долгие три года разрухи, расстрелов, страха и голода.

Еврейское население, а в то время в Новогрудке и окрестностях его насчитывалось около 5 тысяч, попавшее в оккупацию, жестоко уничтожалось. Первый же расстрел, устроенный нацистами на Рыночной площади 26 июля 1941 года, унес жизни 52 мужчин–евреев. 22 сентября на улицах города были вывешены плакаты с приказом гебитскомиссара штурмбанфюрера СС Вильгельма Трауба, согласно которому каждый еврей обязан был носить при себе удостоверение личности и желтую звезду на одежде. Евреям строго запрещалось покидать город без официального разрешения, посещать рынок, ходить по тротуарам...

7 декабря 1941 года евреям приказали собраться в здании бывшего воеводского суда. Каждому разрешалось взять с собой 10 кг багажа. В этот же день около 100 мужчин разобрали забор у рынка и под конвоем отнесли его на улицу Пересека, где огородили 28 домов для еврейского гетто. Первыми жертвами гетто стали те, кому эта работа оказалась не под силу. Их убили на месте, а похоронили на обочине дороги, ведущей из Новогрудка к деревне Братянка.

8 декабря в Новогрудке начались массовые расстрелы людей. Их в грузовике отвозили к могилам у деревни Скрыдлево и там стреляли. Одного несчастного заставили считать жертвы — их оказалось 2.990. Через несколько дней после массового убийства уцелевших согнали в гетто на Пересеке — около 1.300 человек.

Сначала гетто было «открытым». Хотя дома и были огорожены высоким забором с колючей проволокой, узников выводили в город на работы. Они расчищали улицы после бомбежек. Работали и в мастерских: чинили валенки, шили одежду и обувь для местного населения.

С 6 марта 1942 года началась «ликвидация» окрестных деревень от евреев. 1.000 человек в гетто пригнали из Кореличей, находящихся от Новогрудка в 25 километрах. Всю дорогу люди шли пешком. Столько же евреев привели из деревни Любичи, 20 мая в гетто прибыли 1.000 человек из Деревной, затем 1.200 — из Ивенца, Вселюба, Валевки и Рубежевичей. В гетто не хватало места, узники голодали. Начались первые групповые побеги — люди старались присоединиться к действовавшему уже в то время в Налибокской пуще отряду братьев Бельских, уникальному еврейскому партизанскому формированию. К августу 1942 года отряд насчитывал 80 человек, многие партизаны были 15 — 17–летними парнишками, покинувшими Новогрудское гетто или убежавшими от угрозы расстрела из окрестных деревень. К концу 1942 года в партизанском отряде было уже около 300 человек.

7 августа 1943 года у людей в гетто отняли маленьких детей. Полицейские обыскивали бараки и выгоняли оттуда ребятишек. Их и других узников расстреляли в двух километрах от Новогрудка вблизи деревни Литовка, в живых остались лишь семьи специалистов, вывезенные в здание суда и мастерские по улице Кореличской. Уцелевших после августовского расстрела убили в феврале 1944 года. Гетто на Пересеке перестало существовать в момент смерти последнего узника. Тогда погибло около 4 тысяч человек.

...Новогрудок — сплошные холмы. Улица Минская, бывшая Кореличская, петляя, поднимаясь и спускаясь, ведет меня прямо к бывшему гетто. Совсем недалеко от поворота приземистое белое здание с маленькими оконцами — сохранившийся барак, где долгие три года жили и умирали люди. Сейчас здесь мастерские Новогрудского профессионального училища № 193. Пытаюсь представить, каким же оно было в годы войны. «Картинка», не раз виденная в кино, — черная форма, лай собак, свет прожектора... Только здесь, рядом с этим местом, становится она реальной, выпуклой. Я как будто ощущаю запах смерти и ужаса, ауру горя, которая остается в таких местах навсегда, хотя и пройдет не одна сотня лет!

Новое гетто, скорее трудовой лагерь, разместилось в мастерских и здании суда на улице Кореличской. Дома обнесли двумя рядами колючей проволоки, между ними возвели массивный забор. Вышки с пулеметами, прожектора... Узников, а осталось их не более 500 — 600 человек, из которых 32 были дети, держали в бараках. В день каждому из них выдавали 150 граммов хлеба и тарелку супа. Воды в гетто не было, и ежедневно несколько человек отправлялись за ней в город. Это был единственный канал связи узников с внешним миром.

И опять расстрелы, голод, мор...

Но люди не хотели сдаваться. Решено было организовать массовый побег узников, а для этого построить подземный туннель. Начинался он внутри барака и проходил на глубине 1 метра. Копали по два человека одновременно, в туннель были подведены электричество и сигнализация. Наконец 270–метровый подземный ход был вырыт и 26 сентября 1943 года состоялся побег. По туннелю гетто покинули 223 человека. Часть убежавших нашли местные полицаи, их расстреляли у деревни Литовка. Лишь 120 человек добрались до леса и пополнили ряды партизан, храбро сражавшихся с врагами.

Директор Новогрудского историко–краеведческого музея Тамара Вершицкая — человек удивительный. Историей Новогрудского гетто и еврейского сопротивления занимается много лет.

— Идея разыскать туннель возникла года 3 — 4 назад, — рассказывает она мне. В кабинете директора музея стены до потолка заставлены книгами, многие из них — о Холокосте.

С просьбой достоверно установить направление и истинную протяженность туннеля к Тамаре Григорьевне обратился житель Великобритании Джек Каган, бывший узник Новогрудского гетто, написавший об этом не одну книгу. Проверку на местности провел историк и археолог, доцент Гродненского университета Сергей Пивоварчик. Тогда были найдены доски, которыми, по воспоминаниям Кагана, укрепляли стены туннеля. До поры до времени поиски были остановлены. Впрочем, Каган об этой страничке истории той страшной войны не забывал и предложил создать на месте второго гетто мемориал. Тамара Вершицкая отправилась в профессиональное училище, надеясь заразить идеей Кагана и руководство учреждения. Впрочем, уговаривать никого не пришлось. Оказалось, что студенты училища и сами заинтересовались историей гетто и даже решили провести субботник, чтобы собрать деньги для установки мемориальной доски. Теперь в кабинете директора училища Ивана Ермакова можно увидеть макет будущей экспозиции мини–музея. Идея мемориала обрела конкретную форму.

В старой мастерской, где начинался подземный ход, будет воссоздана обстановка барака гетто, а на стендах собраны материалы о тех, кто погиб здесь в годы войны, о партизанском отряде Бельских, о тех, кто выжил благодаря неуемному стремлению к жизни, благодаря туннелю. Совсем недалеко от старого здания шелестят нежными весенними листочками молодые деревца — аллея сверху, на земле, высажена так, как там, под землей, когда–то проходил туннель — дорога жизни...

— До сих пор ведь открываются все новые и новые подробности нацистских зверств, еврейского сопротивления. Мы планируем оснастить экспозицию компьютерами и другой техникой для того, чтобы здесь, в Новогрудке, могли продолжаться исследования по этой теме. Экспозиция — в первую очередь исследовательский центр, и лишь потом — музей, — рассказывает Тамара Вершицкая.

24 июля экспозиция будет открыта официально, в этот день в Новогрудке ожидают гостей: Джека Кагана с сыном, которые прилетят из Лондона, сына Тувьи Бельского — Роберта — из США, чету Боровских из Австралии — семью, которая спаслась по подземному ходу и выжила.

Обо всех них и еще о 600 евреях, переживших Холокост в Новогрудском гетто, можно будет прочитать на стендах экспозиции. И разве это не высший смысл таких вот музеев? И не зря отныне приехавших на место Новогрудского гетто будут встречать слова из Библии:

«Я дал тебе жизнь и смерть, проклятие и благословление, чтобы ты выбрал жизнь».

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter