Туманный статус

О деятельности Британского совета в России
Французский горнолыжный курорт Куршевель, передают светские хроникеры, вопреки всем предсказаниям не потерял свою щедрую российскую клиентуру после прошлогоднего скандала с участием буйного олигарха Прохорова. Всего в часе лёта от Куршевеля, в туманном Лондоне в это время также началась «Русская зима». Это такой фестиваль с матрешками, Димой Биланом и другими достижениями русской культуры, заканчивающийся грандиозной вечеринкой. Недоброжелатели ехидничают, что «Русскую зиму» российские олигархи когда–то придумали для себя, ну чтобы лишний раз не ехать на родину. Как бы то ни было, сегодня действительно не вполне ясно, в каком городе проживает больше российских миллиардеров — в британской столице или все–таки в Москве. И эти прочные связи не разорвать дипломатическими войнами между Кремлем и Даунинг–стрит, 10...

На первый взгляд два новых дипломатических спора — между Россией и Великобританией, Россией и Францией — ничто не связывает, кроме времени действия. Однако вместе они много говорят о характере современных отношений Москвы с крупнейшими европейскими столицами. Россия 2000–х ведет себя иначе, чем Россия 90–х. Зачастую это воспринимается в штыки.

Повод для разногласий дала деятельность в России Британского совета. До последнего времени эта образовательная организация чувствовала себя в России вполне комфортно и обзавелась полутора десятками региональных отделений. Только в декабре российский МИД распорядился прекратить деятельность всех представительств в виду неопределенности их правового статуса. Как отмечает Би–би–си, с одной стороны, Британский совет обладает полудипломатическим статусом, а с другой — вроде как независимая организация.

Несмотря на запрет, после новогодних каникул отделения Британского совета в Санкт–Петербурге и Екатеринбурге продолжили свою деятельность. В МИДе России расценили произошедшее как «преднамеренную провокацию», британскому послу вручили ноту протеста. Конфликт достиг своего апогея. Что дальше? Применять силу?..

Вообще говоря, упорство Великобритании диссонирует с новой концепцией развития Британского совета, намеренного больше посвящать себя работе в мусульманских странах и закрывать офисы в Европе. К слову сказать, в свое время, когда Лондон решил закрыть минское представительство Британского совета, некоторые политики пытались спекулировать на этой теме. Хотя Минск раньше Москвы обратил внимание на туманный статус британской организации, совет закрыл свой офис потому, что не рассматривал белорусское направление как приоритетное.

Лондон ссылается на то, что в 1994 году Россия и Великобритания подписали договор, который регулировал статус Британского совета. Сегодня сама Россия уже другая, действуют другие законы, которым деятельность совета не отвечает. Москва предлагала определить статус организации новым соглашением, однако после скандала с отравлением бывшего офицера ФСБ Литвиненко, Лондон заморозил все контакты. В том числе и переговорный процесс по совету.

Через Ла–Манш в Париже из шкафа достали скелет «Ноги». Эта швейцарская фирма в самом начале 90–х поставляла в полуголодную Россию продовольствие в обмен на нефть. Условия контракта были очень жесткие: в случае невыполнения российское правительство отвечало собственным имуществом. Чуть встав на ноги, Москва кабальный договор расторгла, но этот пункт позволил адвокатам компании подать иск в западный суд и выиграть его. После чего было несколько громких, но безрезультатных для швейцарцев скандалов с арестом российского имущества за рубежом: в 2000–м — парусник «Седов», в 2001–м — новейшие российские самолеты на авиасалоне в Ле Бурже, в 2005–м — гастролирующая коллекция картин Пушкинского музея. И вот теперь — счета Минфина, управделами Президента РФ, Рособоронэкспорта, Центробанка, РИА «Новости» во французских банках. Пока речь идет о сумме в 50 миллионов евро, но, по некоторым данным, она может возрасти до 800 миллионов долларов.

Европа, порой скрипя зубами, принимает российских олигархов, но не принимает саму Россию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter