Идем на Восток: чем закончится ближневосточное турне Майка Помпео

Тугой восточный узел

В  эти дни госсекретарь США Майк Помпео с официальным визитом посещает страны Ближнего Востока. Визит продолжительный и насыщенный. В его программе — переговоры в Иордании, Египте, Бахрейне, ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии, Омане, Кувейте. Накануне турне журналистам из медиаконцерна Politico стало известно об основных тезисах речи госсекретаря в Каире. Ожидается, что глава госдепа подвергнет резкой критике политику администрации Барака Обамы в регионе, в частности отношение ее к Ирану. Что же в реальности стоит за ближневосточной поездкой американского министра?

Фото reuters

Сообщения госдепартамента США позволяют сделать выводы об общих задачах, которые стремится сейчас решить американская администрация на Ближнем Востоке. Первая и наиболее важная— она, вне всякого сомнения, станет предметом переговоров с арабскими лидерами — это создание общеарабской коалиции против Ирана. И стоит заметить: многие из тех стран, куда едет господин Помпео, усилению Ирана не рады и готовы ему противостоять. И здесь Вашингтон будет надежным союзником стран Залива. 

Очевидно, что в противовес Ирану США готовы создать некое политическое и военное объединение — «Ближневосточный стратегический альянс». Об этом проекте говорилось еще летом прошлого года, и едва ли Вашингтон отказался от своих планов. Тогда целью альянса станет политическое сплочение стран Залива перед иранской угрозой. Никто из недругов Ирана не готов с ним воевать, а вот угрожать Тегерану при помощи США арабские союзники очень даже способны. Созданием альянса Вашингтон убивает двух зайцев: и усиливает давление на Иран, поскольку одни лишь экономические санкции к быстрому результату не приведут, и создает систему коллективной безопасности в регионе. Последнее – одна из основных региональных задач нынешней американской администрации, но выполнение ее пока проблематично. Дипломатический кризис июня 2015 года, вызванный обострением отношений стран Залива с Катаром, до сих пор не разрешен. Переговоры по его урегулированию ведутся давно, в том числе при посредничестве США, однако видимых изменений к лучшему пока нет. В связи с этим очередной задачей визита Майка Помпео в регионе будет попытка примирения арабских стран с Дохой.

Вопрос, который, без сомнения, затронут во время ближневосточных переговоров, — палестино-израильское урегулирование. Здесь ситуация практически тупиковая. С одной стороны, официальная позиция арабских государств не изменилась с 2002 года, при этом многие из них пошли на полуофициальные контакты с Израилем. С другой стороны, противоречия внутри палестинских фракций превысили пределы разумного; это логично обрекает на гибель все процессы государственного строительства там. В связи с этим США будут настаивать на условиях собственного плана, пафосно именуемого «сделкой века». Хотя любая задержка с оглашением этого плана настораживает: возможно, никакого плана палестинского урегулирования у администрации Дональда Трампа нет и та просто блефует. 

В намеченном в Каире выступлении Майка Помпео есть и внутренние проблемы США. Так как речь госсекретаря будет содержать тезисы, которые противоречат установкам, высказанным в 2009 году Бараком Обамой, бросается в глаза явно продолжающаяся борьба Дональда Трампа с бывшим президентом. И это спустя год после победы. Но даже не столько с самим Обамой, сколько с остальными политическими противниками среди демократов и республиканцев. При том, что в госдепартаменте продолжается кадровая неразбериха: послов в  ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию пока не назначали, а генерал Энтони Зинни, отвечавший во внешнеполитическом ведомстве за посредничество в катарском вопросе, покинул свой пост. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter