Туфельки на лапках

Минчанка Людмила Конохова коллекционирует миниатюрную обувь

Коллекционер миниатюрной обуви из Минска украшает новогоднюю елку башмачками из разных стран мира

О Николае Гоголе, авторе бессмертных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», без которых не проходит ни одно Рождество, ходило немало мифических историй. Николай Васильевич очень любил сапоги, начищал их до блеска и только в них выходил из дому. Поэтому после смерти новенькую пару положили вместе с ним в гроб. Через некоторое время, когда его могилу переносили, обувь писателя прибрал к рукам смотритель кладбища. С тех пор с ним стали твориться странные вещи: каждую ночь Гоголь являлся к нему во сне со словами: «Положи на место». Продолжалось это до тех пор, пока сапоги не вернули. Эта история вместе с многими другими хранится в альбомах у коллекционера миниатюрной обуви Людмилы Коноховой. Более четверти века она собирает свои экспонаты. Обувь так плотно вошла в ее жизнь, что даже Новый год и Рождество проходят у нее под знаком туфелек и башмачков.

Помните стихотворение Корнея Чуковского про чудо-дерево? То самое, на котором туфельки, сапожки, новые калошки, лапти созрели и валенки поспели. Похожее растение каждый Новый год появляется в обычной минской квартире. Елка семьи Коноховых украшается только миниатюрной новогодней обувью.

Людмила показывает лишь ту малую часть своей коллекции, которая поместилась на елке. Здесь собрана только эксклюзивная обувь. Туфелька на высокой тонкой шпильке, дырявый глазастый башмак, лапоточки-обереги, миниатюрные кроссовки, русские валенки из Мышкинского музея валенок в Ярославской области, сапоги-чулки для модниц, фигурные коньки с расписными ботинками… А знаете ли вы, почему обувь для фигуристов и хоккеистов называется именно так? Раньше передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и название. Есть здесь и сапоги-скороходы, расписанные орнаментом с восточным колоритом. Оказывается, ежедневно мы делаем около 19 тысяч шагов, а за всю жизнь проходим расстояние примерно до Луны. Где бы в реальной жизни найти такие скороходы?

— Помните, как раньше украшали елку? Мишура, «дождик», звезды-наконечники и обязательно фигурки Деда Мороза и Снегурочки... Постепенно это уходит в прошлое. Например, в нашей семье традиция — обязательно наряжать елку исключительно сувенирными волшебными башмачками, — рассказывает Людмила Ивановна. — С обувью, кстати, связаны некоторые святочные гаданья. Например, девушки знают, что если в рождественскую ночь бросить за ворота башмачок, то он может предсказать судьбу. Если лег носком к дому, значит, в этом году светит замужество, носком от дома — к долгой дороге. Если в правую или левую сторону смотрит, будете много работать и учиться.

Дом Коноховых напоминает настоящее обувное царство. У каждого башмачка свое предназначение: подставки для колец, телефона, бутылочки для коньяка, миниатюрный кальян, дорожная лопатка, рамки для фотографий. Всего в коллекции — более пятисот экспонатов. В эту минскую квартиру они попадают из самых разных стран мира: Польши, США, Китая, Голландии, Сербии, Франции, Грузии… Хрустальные, глиняные, позолоченные, кожаные, деревянные, керамические, украшенные камнями Сваровски и «гламурным» пухом.

Людмила Конохова шутит, что это сам Бог велел ей обратить внимание на обувь. Сначала ее, экономиста по образованию, распределили на обувное объединение «Луч». А теперь она преподает технологию дизайна легкой промышленности в колледже, где готовят технологов и модельеров обуви. А вообще, история туфелек Людмилы Коноховой началась 25 лет назад: на глаза попалась заметка о преподавательнице из Днепропетровска, которая собрала коллекцию из 70 миниатюрных туфелек.

— Я просто поразилась! Она рассказывала, что когда-то во время войны мама подарила ей маленький чугунный башмачок — и с него началась вся коллекция. Я была так впечатлена, что написала ей письмо. Через несколько месяцев от нее пришла бандеролька, а в ней — письмо, значок и маленький конькобежный ботиночек. Потом мы много лет переписывались, — вспоминает Людмила Ивановна.

Свою первую туфельку минский коллекционер привезла из Молдавии — простой глиняный ботиночек. Это самый дорогой ее экспонат. Через несколько лет Людмила Конохова превзошла свою днепропетровскую коллегу. К поиску эксклюзивных экземпляров подключились друзья и родственники.

Людмила Ивановна держит на ладони старую латунную пепельницу в виде башмака. Его привезли из итальянского антикварного магазина.

— На нем изображены цветы, посмотрите. Меня заинтересовало, чья это эмблема. Подумала, может, Голландия? Но это не тюльпаны. Оказалось, эдельвейсы. А потом зять вспомнил, что это был любимый цветок Гитлера. В итоге выяснилось, что во время войны была немецкая горная стрелковая дивизия, которая называлась «Эдельвейс», и такие пепельницы делали для нее.

Туфелек с историей у Людмилы Коноховой много. К ним коллекционер относится с трепетом, даже если это всего лишь старые башмаки. Еще один особый экспонат — резиновый ботиночек.

— Мне позвонил пожилой мужчина и сказал, что у него есть для меня сувенир. А потом подарил вот этот невзрачный на вид ботик. Оказалось, он попал к нему от мамы. С 1935 года она работала на заводе «Красный треугольник» в Ленинграде, это была резиновая мануфактура. А в 1953 году ей, ударнице коммунистического труда, подарили этот резиновый ботиночек. Обувь в те послевоенные годы очень берегли, и чтобы сохранить ее, в плохую погоду ходили вот в таких калошах.

Вскоре часть коллекции Людмилы Коноховой отправится в Колледж легкой промышленности, где организуют музей обуви. Хрустальные туфельки для Золушки, башмачки для гномов и миниатюрные русские валенки станут источником вдохновения для молодых модельеров. И кто знает, может быть, однажды туфельки из этой сказочной коллекции когда-нибудь появятся на полках настоящих обувных магазинов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter