Туфелька для Золушки не всем по ноге

Когда каждая модница найдет себе белорусскую обновку «по размеру»?

Когда каждая модница найдет себе белорусскую обновку «по размеру»?

Наиболее успешные компании во всем мире сами формируют потребительские вкусы и предпочтения, а не просто реагируют на спрос. А для тех, кто обувает и одевает людей, эта тема может быть особенно интересной – не зря ведь столь популярно выражение «диктовать моду».

Обладают ли представители отечественного легпрома способностью деликатно навязать свое видение модных тенденций потребителю? Пожалуй, очень немногие. «До кризиса мы работали по принципу обслуживания спроса – это легче», — признался во время последней выставки «Белтекслегпром» генеральный директор ЗАО СП «Милавица» Дмитрий Дичковский. И добавил: «Сегодня перед нами стоит другая задача – формировать потребление. И это уже осознанная творческая работа – начиная с технического задания и понимания того, что необходимо, до продаж конечному покупателю».

Некоторые маркетологи утверждают: создав для товара красивую легенду, можно с легкостью продать даже не самые лучшие образцы изделий отечественного производства. Весьма дискуссионная точка зрения. Но лично я стала ее поддерживать, когда увидела на страницах западных каталогов модной одежды нечто, весьма напоминающее белорусский трикотаж в стиле советских времен. Сегодня, кстати, у многих производителей готовой одежды возникает соблазн оглянуться назад, вернуться к традиционным, привычным, давно известным формам… По большому счету, в моде на любом временном отрезке очень много «хорошо (и не очень) забытого старого». Но такая ностальгия может сыграть с любителями прошлого злую шутку: современный потребитель вряд ли воспримет одежду, от которой за версту «пахнет нафталином». Новации и современное прочтение – вот на чем предлагают сделать акцент эксперты от моды.

Об этом говорили и на прошедшем недавно семинаре в Белорусском центре моды: дизайнерам предприятий рассказали о том, какие цвета, силуэты и стили будут популярны осенью—зимой 2010/2011. Организаторы, впрочем, признались: делиться информацией несколько поздновато, совсем скоро надо коллекции запускать в производство… Но и не в этом дело. Белорусская одежда все-таки не воспринимается как ультрамодная, поэтому быстрый вывод новых коллекций на рынок, максимальные наценки для желающих получить «право первой ночи», а потом распродажа остатков по бросовым ценам – стратегия не для наших предприятий. Скорее всего, нераспроданные модели нынешнего сезона останутся на полках магазинов и в следующем. Увы, отечественные бренды перманентно тянутся в хвосте моды, уступая первенство импорту. Не в этом ли причина загруженных складов?

Но ведь если посмотреть с другой стороны, то и подобные семинары проводятся постоянно, и на зарубежных выставках наши дизайнеры – частые гости, и учат искусству моделирования одежды в Беларуси весьма основательно… Но белорусская одежда по-прежнему продается под ярлыками «качественная» и «недорогая», а характеристика «модная» где-то потерялась. Конечно, титул законодателя мировой моды Беларусь не сможет отобрать у Парижа и Милана. Но стоит хотя бы приблизиться к славе титанов. Вопрос не в престиже, а в экономике продаж. Например, в Италии, где легкая промышленность играет чуть ли не ключевую роль в экономике, коммерческую составляющую капризной моды улавливают очень тонко. И сегодня мировой подиум как никогда близок к реальной жизни. Судите сами: в этом году Европе пришлось померзнуть, несмотря на пресловутое глобальное потепление, и коллекции следующего сезона мгновенно пополнились изделиями из натурального меха.

Белорусы научились, особенно за последние годы, выпускать весьма достойные модели. Но при этом они продолжают действовать по принципу: повесим на вешалку в магазине, а там – пусть покупатель сам делает выводы… По умолчанию принято считать, что сегодня недостатка в необходимой информации нет и любой желающий сможет и по страничкам модных сайтов «прогуляться», и зарубежные журнальчики полистать. Но лично мне не доводилось видеть на страницах российского «глянца», который можно купить в Беларуси на каждом углу, рекламу белорусской одежды. В любви к отечественным торговым маркам не признаются известные люди, ее не пиарят гламурные певицы и строгие телеведущие… На семинаре в Центре моды звучала мысль: работать на рынке и не учитывать мнение покупателя, по меньшей мере, неразумно. Пусть даже его позиция не совпадает с видением дизайнера. Но если профессиональные знатоки моды возьмут инициативу на себя и станут формировать вкус белорусского потребителя с учетом интересов собственных производителей?.. Эта работа, безусловно, требует системного подхода. И концерну «Беллегпром» как объединению, которое в первую очередь должно задумываться о стратегическом развитии отрасли, стоило бы всерьез задуматься о включении в него «модной» составляющей. Уже не первый год в Беларуси обсуждается идея организовать некие дизайнерские структуры, которые бы занимались разработкой модных белорусских коллекций и их продвижением. Здесь мог бы пригодиться и опыт зарубежных специалистов, которые готовы подключиться к этому процессу. Идеи витают в воздухе, а белорусские производители продолжают практически безучастно наблюдать со стороны за реакцией потребителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter