Олимпиада в Японии вновь оказалась под угрозой отмены

Тучи над Токио

Над многострадальными Играми в Токио вновь сгущаются тучи. В кулуарах снова зазвучало слово «отмена». Пока говорят его очень осторожно, словно пытаясь прощупать возможную реакцию. Но перспектива проведения Игр этим летом, откровенно говоря, при любом раскладе выглядит не очень впечатляюще.


Новую волну околоолимпийских пересудов запустила газета The Times, опубликовав заявления «одного из членов правительства Японии». Имя чиновника, озвучившего взрывоопасную информацию, не называется, что, в принципе, понятно. Как объясняет издание, несмотря на то, что в руководстве страны пришли к принципиальному согласию о том, что Игры придется отменить, как это сделать, они пока представляют с трудом. Нюансов предостаточно: начиная с огромных финансовых потерь и заканчивая особенностями азиатской культуры, в которой краеугольным камнем является стремление во что бы то ни стало сохранить лицо. 
«Никто не хочет говорить об этом первым, но все соглашаются, что организовать Олимпиаду в условиях, когда в Японии фактически введено чрезвычайное положение из‑за второй волны коронавируса, будет практически невозможно, — объяснил источник в правительстве Японии и продолжил: — Сейчас все в большей степени сфокусированы на том, чтобы каким‑то образом сохранить Игры для Токио на ближайшую доступную дату — 2032 год». 
Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах в прошлом году до последнего пытался сохранить Олимпиаду в международном календаре вопреки растущему числу заболеваний коронавирусом и масштабу введенных по всему миру ограничений. После приложил огромное количество усилий, чтобы найти компромисс в переговорах со спонсорами и минимизировать и без того впечатляющие размахом штрафные санкции. После прошлогоднего переноса Олимпиада в Японии уже подорожала на 2 миллиарда долларов, а общие потери от еще одного переноса — на 2032 год — могут исчисляться уже десятками миллиардов. Суммы космические, к которым могут добавиться еще и потери от разорванных контрактов со спонсорами. И это при том, что МОК уже понес ощутимые финансовые потери. Неудивительно, что на фоне уже стартовавшей во многих странах поголовной вакцинации от коронавируса, которую в Европе предполагают завершить к началу лета, МОК с принятием столь непростого решения об окончательной отмене будет тянуть до последнего. Накануне Бах выступил с опровержением появившейся в СМИ информации и заявил, что у МОК нет «плана Б» на этот случай:

— На данный момент у нас нет никаких оснований полагать, что Игры в Токио не откроются 23 июля. Мы не имеем альтернативных сценариев развития событий на этот случай. Оргкомитет и МОК полны решимости провести Игры безопасными и успешными.


Что допускает президент МОК, так это лишь сокращение количества зрителей на трибунах и введение дополнительных ограничительных мер для участников. Тем более что проходящие в настоящее время соревнования, включая чемпионаты по игровым видам спорта, подтверждают эффективность подобных ограничений. Да и премьер‑министр Японии Есихидэ Суга ранее замечал, что рассчитывает, что Олимпиада станет «доказательством победы человечества над коронавирусом». Вторит Баху и заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Манабу Сакаи, заявивший, что правительство Японии отвергает появившуюся информацию. Сложно говорить, стало ли заявление Сакаи следствием того, что попытка прощупать почву для предстоящего демарша провалилась. Но так или иначе прямо сейчас, по словам чиновника, подготовка к проведению соревнований ведется: «Власти следят за ситуацией в мире, и решение о проведении Игр или об отмене будет принято после получения более объективной и полной информации». 

Следят все и за действиями еще одной крупнейшей спортивной организации — UEFA, которой чуть раньше, в июне — июле, предстоит проводить еще один масштабный спортивный турнир — чемпионат Европы по футболу. Он, напомним, также сменил время проведения, подвинувшись на 2021 год. Теперь может сменить и формат. Об этом также говорят очень осторожно, как и в случае Олимпиады, понимая серьезность возможных последствий. О том, что Евро может пройти не в 12 городах и 11 странах, как предполагалось изначально, а лишь в одной, сказал накануне не президент UEFA Александр Чеферин, а глава правления мюнхенской «Баварии» Карл‑Хайнц Румменигге. 

По его словам, решение о переформатировании чемпионата Европы может быть принято в начале марта. При этом для стран, в которых еще к прошлому году все, считай, было готово к проведению матчей чемпионата Европы по футболу, это будет крайне неприятной новостью. 


Понятно, что пока официальных комментариев нет, равно как нет и ясности с тем, какая же страна может получить весь пирог (и все причитающиеся к нему проблемы). По словам главы Ассоциации футбола Швейцарии Доминика Блана, в качестве хозяев Евро могут рассматриваться Турция, Великобритания (правда, едва ли это видится возможным в свете введенных в стране мер против нового штамма коронавируса) и Россия. При этом Блан недвусмысленно давал понять, что у многих членов руководства европейского футбола до сих пор нет уверенности, что чемпионат вовсе состоится, и нынешние заявления — это попытки «забросить удочку» и понять, как общество и спонсоры воспримут сообщение об отмене. В UEFA от подобных предположений пока открещиваются. «У нас нет комментариев к этой теме. UEFA может подтвердить, что совместно со всеми 12 городами — хозяевами турнира работает над четырьмя возможными сценариями допуска болельщиков — полные трибуны, 50—100 процентов заполняемости, 20—30 процентов заполняемости и матчи без зрителей», — отметили представители федерации. Правда, уверенности в том, что обещавший быть сверхнасыщенным топовыми событиями международный спортивный календарь на 2021 год таковым и окажется, остается все меньше.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter