Ту-134 просит посадки

В Национальном аэропорту "Минск" прошли масштабные учения

Вчера в Национальном аэропорту "Минск" прошли необычные учения. Искали и спасали пассажиров и экипаж воздушного судна. Условия таковы: неподалеку от аэропорта совершил аварийную посадку самолет Ту-134, на борту - 24 пассажира и 6 членов экипажа...


"Взлет опасен, полет прекрасен, посадка сложна". Это вам скажет любой летчик. Расхожая фраза хорошо отражает статистику: большинство аварийных ситуаций в авиации происходит именно при взлете и посадке. Как говорят специалисты, основная причина - технические неисправности и человеческий фактор. 45 процентов аварий случаются в момент приземления, 13 - при заходе на посадку, 12 процентов приходится на взлет, 13 - на набор высоты и 6 - на время основного полета. Поэтому немудрено, что именно ситуацию с посадкой решили в первую очередь смоделировать в Минске.




...В воздухе - Ми-8 МЧС со спасительной парашютно-десантной группой и медработником на борту. Их первая задача - найти место аварии и передать точные координаты наземной поисково-спасательной группе, вторая - эвакуировать находящихся внутри самолета людей. Лайнер нашли быстро, однако приблизиться к нему смогли только после того, как был погашен огонь. Состояние одного из пассажиров оказалось крайне тяжелым, его эвакуируют на вертолете, остальным оказали помощь в пункте медсортировки и в центре реабилитации в аэровокзальном комплексе. Тут же оказывалась психологическая помощь. Начальник центра кризисно-психологической помощи МЧС Дмитрий Шахновский говорит, что периодически приходится успокаивать людей после подобного происшествия: "После пережитого может развиться острое стрессовое расстройство. Могут быть панические и истерические реакции. Поэтому работаем, чтобы эти состояния не распространялись на других и не мешали оказывать помощь. Также помогаем адаптироваться на месте временного размещения. Как правило, в таких случаях открывается и горячая телефонная линия для родственников".


Новое испытание - огонь от горящего лайнера распространился на большой площади. Но и с ним справились довольно быстро: самый крупный транспортный вертолет в мире Ми-26 вылил на пламя тонн 15 воды. На втором этапе учений тушили разлитое топливо, горящие двигатели самолетов и лесной пожар. Третий - мне как зрителю показался самым интересным: со взлетной полосы нужно было убрать поврежденный Ту-154. Для этого использовались закупленные в этом году современные аварийные пневмотканевые подъемники грузоподъемностью на 30 и 40 тонн. Новинка позволяет эвакуировать самолет в любом месте авиационного происшествия.


Заместитель гендиректора Национального аэропорта "Минск" Василий Корнев, который руководил учениями, отмечает, что увеличившееся в последнее время число экстренных посадок в аэропорту связано с растущим авиатранзитом через Беларусь. К примеру, этим летом (из-за сердечного приступа у 15-летней пассажирки) в Минске экстренно сел российский самолет рейсом Милан - Москва. Сразу после посадки на борт поднялись медики, девушку отвезли в больницу. В октябре 2009 года у нас вынужден был приземлиться чартер из Варшавы. Причиной стала разгерметизация салона. Несколькими днями ранее в Смолевичском районе рухнул российский авиалайнер, следовавший из "Внуково" в Беларусь. Элитный самолет модели Falcon не сумел зайти на посадку с первого раза и попытался приземлиться, сделав круг, затем пропал с экранов радаров. Останки пассажиров и членов экипажа нашли в 4 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта, недалеко от деревни Драчково.


В.Корнев считает, что наш аэродром отлично приспособлен для аварийных посадок, а работа аварийно-спасательных служб - безупречна. С каждой сменой проходят ежеквартальные тренировки и раз в два года - комплексные учения с привлечением, как сейчас, сил гражданской авиации, МЧС, МВД, Минобороны, Минздрава, Пограничного и Таможенного комитетов. По словам В.Корнева, чаще всего авиакатастрофы и аварийные посадки происходят из-за технической неисправности.

gladkaya@sb.by

Фото Виталия ГИЛЯ.


Кстати

Международная организация гражданской авиации подсчитала, что во время авиакатастроф пассажирских самолетов, происходивших в 1930-е годы, выживало в среднем 18% человек, находившихся на борту. В 1940-е годы - 23%, в 1950-е - 23%, в 1960-е - 21%, в 1970-е - 24%, в 1980-е - 33%, в 1990-е - 32%.

По оценкам Международной ассоциации авиатранспорта, в большинстве случаев главной причиной катастрофы являются ошибки пилотов (в том числе вынужденные - например, из-за влияния неблагоприятных погодных условий): летчики виновны в 53% аварий. В 20% случаев катастрофы происходили из-за механических неполадок, в 11% - из-за воздействия погоды (в том числе ураганов, туманов, ударов молний и пр.), в 8% - из-за актов саботажа (терроризм, нападение на пилота и пр.).

Советская Белоруссия №197 (24578). Среда, 15 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Варвара_К.
Практика показывает, (и это может подтвердить любой опытный сотрудник МЧС) что в экстремальной ситуации раздумывать и перебирать варианты некогда, спасатель должен действовать быстро и четко, как безупречно отлаженный механизм. А этого можно достичь только регулярными и упорными тренировками. Видела научно-популярный фильм, в котором показали, как в одной из американских клиник проходили тренировки медперсонала на случай чрезвычайной ситуации – землетрясения, аварии, теракта… Так вот, не заметила ни у кого и тени иронии на лице или расслабленности, все очень серьезно, люди стараются изо всех сил. Думаю, так и надо, это на репетициях КВНа можно шутить…
В.Никитин
Аварийные ситуации развиваются непредсказуемо. Поэтому и задачи на таких учениях должны решаться самы разнообразные. Тревожные бригады обязаны быть готовы к всему. Хотя воздушный транспорт считается самым безопасным, если не ошибаюсь, но это тот случай, когда падают редко, но, к сожалению, чаще всего неудачно…
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?