Цыганский романс, бразильский карнавал и танец живота — все это артстудия «Рада»

Есть люди, будто бы созданные для сцены. Наделенные тем особенным обаянием, обезоруживающим публику больших и маленьких залов, которое кажется адресованным каждому зрителю в отдельности.

Они умеют заразить своим настроением так, что их   улыбка отражается сотнями улыбок зрителей, а грусть заставляет взгрустнуть даже тех, кто по натуре беззаботен и весел.

«Да вы шаманы!» — воскликнула как-то после концерта артстудии «Рада» женщина, пришедшая за кулисы. Художественный руководитель коллектива Игорь Суворкин считает этот эпизод совсем не случайным. Потому что уверен: искусство для того и существует, чтобы создавать  настроение, лечить душу, и если для кого-то песни и танцы «Рады» стали таким лекарством, значит, выступление удалось.

Сегодня артстудию «Рада», учредителем которой является ОАО «Скидельский сахарный комбинат» Гродненского района, знают многие в Беларуси. Дважды она выступала в популярной телепрограмме «Суперлото», «засветилась» в совместном проекте БТ и телерадиокомпании «Гродно» «Вторая родина», рассказывающем о жизни национальных диаспор, вместе с Леонидом Агутиным участвовала в программе шоу «Дива Беларусь» на сцене Дворца  Республики, в прошедших нынешним летом в Гродно заключительных мероприятиях Всебелорусского фестиваля национальных культур и даже стала лауреатом Открытого кубка Москвы по белли-данс, что в переводе означает танец живота.

И все это – за два с небольшим года, прошедших с тех пор, когда идея создания «Рады» обсуждалась в небольшом, состоящем из нескольких человек кругу на кухне Игоря Суворкина. В ту пору Игорь был солистом знаменитого ансамбля музыки, песни и танца Гродненской областной филармонии «Белые Росы» и уже тогда интересовался цыганскими мотивами. С его подачи в репертуаре коллектива появилось кое-что в этом стиле. Но для того, чтобы развивать задуманное всерьез, нужен был новый ансамбль. И тогда у Игоря Суворкина появилась идея будущей артстудии.

В состав ансамбля входили пять человек: солист и две танцующие пары, которые, как шутили артисты в своем кругу, выходили на сцену, чтобы «пошуршать юбками». Но с самого начала его организаторы поставили перед собой очень высокую планку: все сразу делать «по большому счету», без скидок на молодость и провинциальность. Если брались за постановку, то вначале долго изучали характер танца, чтобы потом в его аутентичности не сомневались даже профессионалы, а у зрителей не оставалось сомнений в том, что на сцене – настоящие ромалы (хотя на самом деле в студии лишь один чистокровный цыган). Если заказывали костюмы или рекламные буклеты, то у самых опытных специалистов. А покупая сценическую аппаратуру, не пытались экономить, выбирая лишь самую качественную и современную. Совсем недавно, к примеру, чтобы приобрести новейший студийный микрофон, без сомнений сняли со счета последние деньги. А через день, чтобы вовремя заплатить налоги, отправились в Минск с внеочередным концертом.

Выбранная позиция оправдала себя. Уже в первые месяцы «Раду» заметили и стали приглашать на концерты и всевозможные городские мероприятия. После таких выступлений всегда поступали новые предложения. А год назад после одного из концертов ансамблем заинтересовались на одном из солидных предприятий Гродненщины – Скидельском сахарном комбинате и предложили артистам реальную поддержку. Сегодня ОАО является учредителем «Рады», благодаря этому коллектив смог работать по принципу профессионального.

Сегодня в репертуаре «Рады» — три совершенно разные программы: цыганский фольклор, латинские и восточные танцы. Первую, полуторачасовую, Игорь Суворкин и хореограф Оксана Кимкетова поставили самостоятельно. Пригодился опыт работы в столичном ансамбле «Гиля Ромэн» и в «Белых Росах». Взявшись за восточную тему, пригласили на помощь одну из лучших в Беларуси исполнительниц в этом жанре, обладательницу Кубка мира 2004 года по белли-дансу Елену Гринчик. Под ее профессиональным руководством не только создали несколько танцев, но и приобрели оригинальные сценические костюмы. Тон латинской программе задала постановщица карнавальных танцев, имеющая опыт работы на одном из бразильских карнавалов, Ирина Думанова.

— Это помогает нам делать действительно оригинальные вещи, соответствующие стилистике национального фольклора стран, которым они принадлежат, — говорит Игорь Суворкин. — Именно это мы ставим своей целью: чтобы бразильцы не отличали нашу румбу от собственной, а жители Востока принимали артисток «Рады» за красавиц-землячек. Наверное, кое-что у нас получается. Во всяком случае, после нашего номера «Давай потанцуем» на Кубке Москвы за кулисы пришла  арабская делегация  с вопросом: «Кто научил ваших ребят так управляться с национальными барабанами?».

Вскоре вдобавок к трем уже существующим «Рада» намерена включить в репертуар еще одно направление – казачье. Толчок дала встреча с ансамблем «Волжские казаки» на фестивале национальных культур. Бравые российские артисты лихо размахивали саблями и почти что на спор предложили гродненцам повторить виртуозный трюк. С уверенностью, что это невозможно: «Тут нужна настоящая казачья кровь!» Танцоры из «Рады» вызов приняли и так удивили гостей, что те охотно поделились своим богатым сценическим опытом. Вскоре гродненцы выйдут на сцену с собственным казачьим танцем.

Пока же артисты готовятся к новоселью. Гродненский горисполком выделил «Раде» помещение, где они создают собственную студию. С ее открытием у Игоря Суворкина новая цель – создать в «Раде» свой собственный небольшой оркестр, чтобы выступления артистов на сцене сопровождала только живая музыка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter