"Цыганский барон"

От роскоши хотелось зажмурить глаза.
От роскоши хотелось зажмурить глаза. Куда ни глянь - все блестит. Высоченные фарфоровые вазы на огромном камине с канделябрами - позолотой. Широкая лестница с балюстрадой - паркетным лаком. Как в музее. Сколько комнат в доме главы белорусской цыганской диаспоры Олега Козловского, я так и не поняла. Впрочем, "новый белорусский" и "новый цыганский" интерьеры отличаются лишь национальным колоритом... В холле собралось человек пятнадцать - мать Рада Григорьевна, брат с женой и другие родственники. Все хотят с журналистами пообщаться. Даже маленькая Кристина. Только супруга Олега Нина все время пряталась от объектива на кухне. Словно и не жена самого преуспевающего в стране "барона". Высокую, статную Нину на улице можно принять за белоруску. Глаза голубые, совсем не цыганские. Старшая дочь абсолютно на нее непохожа. 18-летняя Маша - девушка на выданье. Пройдет мимо меня, сделает глазами кокетливый водоворотик: на нос, на предмет, вдоль комнаты. Предмет - это я. Ух и надоели же ей эти корреспонденты, жизни от них нет...

"Баро" значит "главный"

Поженились они по любви. Нине было 15 лет, когда за ней приударил красивый черноусый парень. Однажды он приехал за Ниной в школу и увез. Чтобы сделать предложение. Нинина мама растерялась: нет дочери. И нет усов. Куда уехали - неизвестно. Хоть на картах гадай... О том, что Олег влюбился, знал весь поселок, хотя натура у жениха была такова, что он не стал бы скрывать своих чувств. Может, потому Нина и считает, что ей в жизни повезло...

Отношения между супругами в цыганской семье складываются не так, как в белорусской. Впрочем, как к королевам, к женщинам нынче мало где относятся. Логика поведения цыганской жены в семье проста, как таблица умножения: быть аккуратной в словах, ласковой со всеми родственниками и проявлять муравьиное трудолюбие. Не принято капризничать, пилить "вторую половину", спорить со свекровью, а также угрожать разводом. Несмотря на то что в паспорте частенько отсутствует "штампик", цыганские браки прочны. И это при том, что мужья нередко бьют своих жен (даже в день свадьбы, согласно традиции) и могут прилюдно унизить. Так что счастливый брак Козловских - исключение. В их семье негласное равноправие. Лишь цыганские традиции видят между супругами разницу: он - муж, а она - бесправная жена. Но Олег эту разницу никогда не подчеркивает, а Нина никогда не забывает. С первых дней супружества каждое утро она приносила свекрови стакан чаю в постель, слушала ее советы, выполняла поручения. И так почти 20 лет. Пока они с Олегом не построили в Боровлянах свой дом. С его хозяйкой мы беседуем в просторной кухне.

Нина все время курит. То ли от забот, то ли от скуки - сама не знает. Вообще-то обязанностей у жены "цыганского барона" не меньше, чем у обычной. Зато для их выполнения больше условий, начиная с самой современной бытовой техники и заканчивая отсутствием финансовых проблем. Нина одна из тех удачливых цыганок, которым не нужно зарабатывать на хлеб гаданием и продажей золота. К тому же она умеет читать и писать. А ведь, по статистике, каждая пятая белорусская цыганка ни разу в жизни не брала в руки книгу.

Нина считает, что ее совместная жизнь с Олегом не лишена поэзии. До того, как в семье появились трое детей, они часто с мужем ездили не только за товаром, но и в Крым, отдыхать. А самое светлое воспоминание у Нины связано с рождением сына - в то утро Олег приехал в роддом с огромным букетом роз.

Прощай, жизнь кочевая?

Козловский высок ростом, широк в плечах, пиджак, наверное, 60-го размера - ну и впрямь барон! Им очень гордится матушка - Рада Григорьевна. Муж ее не вернулся с войны. Со Смоленщины она перебралась в Минск и одна воспитала пятерых детей, работая уборщицей в литейном цехе на автозаводе. И вот теперь, после стольких лет скитаний, мытарств и безденежья, ее сын такой коттедж отстроил! И не где-нибудь, а по соседству с домами членов правительства. Гордится Олегом Рада Григорьевна и потому, что на сына, как на призовую лошадь, она никогда не ставила: "Кем будет - тем будет, лишь бы человеком". Но Олег оправдал даже самые смелые ее надежды.

Он всегда был автором собственного везения. Все у него получалось, даже если брался за дело впервые. Когда в 18 лет Олег сел за руль грузовика и спокойно поехал, друзья сначала решили, что это "от таланта", и только потом выяснилось, что Козловский получил водительские права. Никто не удивился, когда после службы в армии Олег стал начальником караула пожарной охраны, а в период перестройки - предпринимателем. Уже 5 лет Олег Козловский - глава белорусской цыганской диаспоры и депутат парламента Международного цыганского союза. В большие люди вышел. С Кофи Аннаном знаком.

- Олег, как белорусская диаспора сотрудничает с другими международными цыганскими организациями?

- Участвуем в совещаниях ОБСЕ, посвященных проблемам дискриминации цыган. В 2000 году в Праге, например, состоялся V Всемирный конгресс Международного цыганского союза. В его работе участвовали представители цыган из 39 стран, в том числе из Беларуси. Принятая конгрессом Хартия Международного цыганского союза и провозгласила цыган народом. Основная цель МЦС - быть политическим представителем всех цыган. О рома в Европе не забывают. Еще в 1995 году при Совете Европы была создана специальная группа по проблемам цыган, состоящая из членов правительств, Парламентской Ассамблеи СЕ и Конгресса региональных властей Европы. В настоящее время женевская международная миграционная служба разрабатывает проект материальной и гуманитарной помощи цыганам - жертвам Холокоста в Беларуси и Украине.

- Как складываются отношения диаспоры с властями?

- Претензий к властям у диаспоры нет. Напротив, нам дают возможность нормально работать. Мы материально помогаем жертвам Холокоста, которых в Беларуси более 700 человек, и духовно объединяем около 5 тысяч белорусских рома. А права цыган в республике нарушаются не чаще, чем белорусов. И хотя национальной дискриминации нет, большинство рома нищенствуют. Кто-то промышляет наркотиками. Очень сложно остаться цыганом, соблюдающим традиции, и иметь образование, позволяющее вести собственный бизнес. Так что работы у белорусской диаспоры хватает. Кроме нашей организации, существуют еще два общественных национально-культурных объединения - ассоциация цыган "Рома" и международная организация цыган "Возрождение". Все общественные объединения поддерживаются Государственным комитетом по делам религий и национальностей, Министерством культуры и местными государственными органами.

- Вы говорите, сложно быть одновременно и настоящим цыганом, и бизнесменом. А как вам это удалось?

- Деловая хватка в крови, наверное. Я уже несколько лет занимаюсь производством кукурузных палочек, арендую помещение. Параллельно руковожу диаспорой. На сына у меня надежды большие. Саша выучится на юриста и продолжит мое дело - будет защищать права белорусских цыган.

В борьбе за выживание

Официально занятое население среди цыган Беларуси (которых в республике более 9 тысяч) составляет всего 9 процентов. Предпринимателей - единицы. Выживают большинство рома, промышляя гаданием, торговлей или, на худой конец, воровством и сбытом наркотиков. По сведениям МВД, в прошлом году к уголовной ответственности за продажу героина и маковой соломки были привлечены более 180 цыган. В то же время Европейский центр прав рома в течение 1990 - 1998 гг. зарегистрировал 4.500 случаев насилия по отношению к цыганам в государствах бывшего советского блока и 5.800 - в странах Евросоюза.

Почти все белорусские цыгане - потомки послевоенных переселенцев из других регионов бывшего СССР (в основном из Молдавии). Живут они преимущественно в городах. В сельской местности - не более 20 процентов всех рома. Самой "заселенной" областью считается Гомельская.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter