Недавно на Восточном (Московском) кладбище Минска открыли памятник народному артисту Беларуси режиссеру Валерию Раевскому. Открыли накануне 76-летия со дня его рождения. Валерий Николаевич 44 года проработал в Национальном академическом театре имени Янки Купалы и больше 30 лет его возглавлял.
Поставленные Раевским в разные годы спектакли “Трибунал”, “Князь Витовт”, “Страсти по Авдею”, “Пирамида Хеопса”, “Эрик XIV” и многие другие почти всегда будоражили. Они выводили метафору в белорусском театре на новый уровень. И призывали любого художника мыслить в европейской системе координат. Соотносить себя с лучшим, отряхнуть провинциальную пыль. Хотя не все художники откликались на диалог, предложенный Раевским, многие попросту завидовали его мощи и стати.
Конечно, имел место и непростой характер. Он мог не отпустить актера или драматурга на встречу в высокую инстанцию, если того ненароком затребовали во время репетиции. “Репетиция — любовь моя”, — мог повторить Валерий Николаевич вслед за Эфросом. И все свои немногочисленные интервью он выверял до запятой, не очень доверяя нашему брату-журналисту.
— У меня было такое ощущение, что в лесу не он искал грибы, а грибы находили его, — вспоминает режиссер Борис Луценко. — Они просто прыгали к нему в руки. То же самое и с рыбалкой: казалось, что вся рыба сама плывет к нему на крючок. Каким-то образом он ее притягивал.
Непростой характер режиссера воплотился и в памятнике, автором которого стал заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов. Внушительный шероховатый камень, на котором выбиты только имя и фамилия — без регалий и званий. Между датами жизни и смерти — две классические театральные маски: одна улыбается, вторая огорчена. Два полюса жизни. И между этими датами — целая театральная вселенная, свой мир, свой театр. Хотя, как говорил Вячеслав Тихонов в фильме “Доживем до понедельника”, от многих из нас остается только тире... А рядом — такие же строгие и аскетичные памятники Василю Быкову и Владимиру Жбанову.
Хорошо, что Раевского вспомнили. Пусть и говорят, что творческие мужи сильны запоздалой любовью. Режиссер ушел от нас в 2011 году, а памятник появился только сейчас. В суете мы часто забываем, кто проторил нам дорогу, кому мы обязаны тем, что стали такими, какие есть.
Честно говоря, не хочу знать, кто и почему вставлял режиссеру палки в колеса в последние годы. Разные ходили слухи. Во время открытия памятника режиссер и свидетель той эпохи Борис Луценко, которому Петр Машеров в свое время предложил возглавить один из главных минских театров, вспомнил этот непростой момент. Обратил внимание на то, что, в общем-то, мастер из своего Купаловского театра уходил не по своей воле. И были еще силы, и мог работать... Но сведение счетов — скучный жанр. Тем более, когда одной из сторон уже нет.
Сегодня на сцене Купаловского идут спектакли Раевского “Черная панна Несвижа”, “Вечер”, “Старомодная история”. А значит, Валерий Николаевич еще не совсем история театра. Он — день сегодняшний, кто бы и как к этому ни относился.
pepel@sb.by