На Восточном кладбище Минска открыли памятник народному артисту Беларуси режиссеру Валерию Раевскому

Цветы запоздалые

Недавно на Восточном кладбище Минска открыли памятник народному артисту Беларуси режиссеру Валерию Раевскому
Недавно на Восточном (Московском) кладбище Минска открыли памятник народному артисту Беларуси режиссеру Валерию Раевскому. Открыли накануне 76-летия со дня его рождения. Валерий Николаевич 44 года проработал в Национальном академическом театре имени Янки Купалы и больше 30 лет его возглавлял.



Поставленные Раевским в разные годы спектакли “Трибунал”, “Князь Витовт”, “Страсти по Авдею”, “Пирамида Хеопса”, “Эрик XIV” и многие другие почти всегда будоражили. Они выводили метафору в белорусском театре на новый уровень. И призывали любого художника мыслить в европейской системе координат. Соотносить себя с лучшим, отряхнуть провинциальную пыль. Хотя не все художники откликались на диалог, предложенный Раевским, многие попросту завидовали его мощи и стати.

Конечно, имел место и непростой характер. Он мог не отпустить актера или драматурга на встречу в высокую инстанцию, если того ненароком затребовали во время репетиции. “Репетиция — любовь моя”, — мог повторить Валерий Николаевич вслед за Эфросом. И все свои немногочисленные интервью он выверял до запятой, не очень доверяя нашему брату-журналисту.

— У меня было такое ощущение, что в лесу не он искал грибы, а грибы находили его, — вспоминает режиссер Борис Луценко. — Они просто прыгали к нему в руки. То же самое и с рыбалкой: казалось, что вся рыба сама плывет к нему на крючок. Каким-то образом он ее притягивал.

Непростой характер режиссера воплотился и в памятнике, автором которого стал заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов. Внушительный шероховатый камень, на котором выбиты только имя и фамилия — без регалий и званий. Между датами жизни и смерти — две классические театральные маски: одна улыбается, вторая огорчена. Два полюса жизни. И между этими датами — целая театральная вселенная, свой мир, свой театр. Хотя, как говорил Вячеслав Тихонов в фильме “Доживем до понедельника”, от многих из нас остается только тире... А рядом — такие же строгие и аскетичные памятники Василю Быкову и Владимиру Жбанову.

Хорошо, что Раевского вспомнили. Пусть и говорят, что творческие мужи сильны запоздалой любовью. Режиссер ушел от нас в 2011 году, а памятник появился только сейчас. В суете мы часто забываем, кто проторил нам дорогу, кому мы обязаны тем, что стали такими, какие есть.

Честно говоря, не хочу знать, кто и почему вставлял режиссеру палки в колеса в последние годы. Разные ходили слухи. Во время открытия памятника режиссер и свидетель той эпохи Борис Луценко, которому Петр Машеров в свое время предложил возглавить один из главных минских театров, вспомнил этот непростой момент. Обратил внимание на то, что, в общем-то, мастер из своего Купаловского театра уходил не по своей воле. И были еще силы, и мог работать... Но сведение счетов — скучный жанр. Тем более, когда одной из сторон уже нет.

Сегодня на сцене Купаловского идут спектакли Раевского “Черная панна Несвижа”, “Вечер”, “Старомодная история”. А значит, Валерий Николаевич еще не совсем история театра. Он — день сегодняшний, кто бы и как к этому ни относился.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter