Цветы милосердия

Зинаида ПРОКОПОВИЧ до сих пор отчетливо помнит тот пасмурный день: накрапывал мелкий дождик, глухо шумели столетние деревья, на всю округу разносились крики суетливых ворон. В тот день она приехала в Быховский дом-интернат психоневрологического профиля с приказом в руках о назначении ее директором. Дом-интернат размещался в каменных постройках, в которых когда-то было панское имение, а при Советской власти — машинно-тракторная станция. За долгие годы постройки обветшали, почернели, и картина, открывающаяся перед ней, была безрадостно-серой...

— Я стояла у ворот дома-интерната и в голове крутилась юлой только одна мысль: господи, как здесь работать, да и можно ли что-то сделать? Надо отказываться от этой должности, пока не поздно, — рассказывает Зинаида Федоровна. — Но минут через десять меня окружили со всех сторон обитатели дома-интерната, и тут же — откуда только узнали? — посыпались вопросы: Правда ли, что я их новый директор? Строгая ли я? Можно ли меня называть мамой Зиной?.. Мне вдруг до боли в сердце стало жалко этих обделенных судьбой людей, таких искренних и непосредственных, захотелось сделать их жизнь немного светлее. И я приняла решение: остаюсь.
Обещание, которое она дала сама себе сделать этот дом-интернат настоящим домом, чтобы проживающие здесь люди нашли покой и уют, были согреты вниманием и заботой, Зинаида Федоровна Прокопович сдержала. Сегодня это социальное учреждение является одним из лучших в системе Министерства труда и социальной защиты. Десятки дипломов и грамот, которые висят на стене ее рабочего кабинета, — яркое тому подтверждение. Но для себя она считает самой большой наградой слова благодарности, которые слышит от родственников своих подопечных, от коллег.
Зинаида Прокопович, вспоминая о первых трудных месяцах работы в этой должности, отмечает, что сложнее всего было заставить коллектив поверить в молодого руководителя и убедить людей, что в таком специфическом учреждении у персонала не только руки и голова должны работать, но прежде всего — сердце. И, может быть, даже в первую очередь здесь важны милосердие, сострадание, доброта и участие, а потом уже профессиональные навыки и знания. А сколько было скептиков да и просто недовольных: зачем дому-интернату газоны? Зачем садить так много цветов, ведь больные люди не понимают красоты, цветы просто вырвут, растопчут и весь труд пропадет? Зачем выкорчевывать старые деревья и потом столько времени тратить на уход за молодыми саженцами? Зачем такое большое подсобное хозяйство?..
Но время шло, и сам дом-интернат, его территория, а самое главное — психология людей стали неузнаваемо меняться. Первые месяцы работы она практически жила в доме-интернате, чтобы все успеть, все сделать, навести порядок.
Конечно, и сейчас нелегко бывает, каждый день наполнен десятками разных дел и забот. Двести человек проживают в доме-интернате, и каждого она знает по имени, никогда не забудет выполнить ту или иную просьбу своего подопечного, поинтересоваться, как его настроение и здоровье. Много времени и сил отнимает подсобное хозяйство: 120 гектаров пашни, девять единиц сельскохозяйственной техники, зерносушилка, 400 голов свиней. В прошлом году получили от своего подсобного хозяйства 112 миллионов чистой прибыли.
С гордостью хозяйки, у которой все ладится-спорится в доме, Зинаида Федоровна показывает свои владения. Обновленный в нынешнем году внешний интерьер жилого корпуса, комфортные двухместные палаты, уютные холлы с телевизорами и утопающие в зелени комнатных растений и цветов, лечебные кабинеты с современным медицинским оборудованием — все это для людей, которых обидела судьба, но не забыло и не бросило на ее произвол государство. В подвалах, больше напоминающих склады небольшого консервного завода, сотни банок с соленьями и вареньями: огурцы, баклажаны, перец, помидоры, грибы — все свое. Урожай капусты с двух гектаров ожидается в этом году отменный, и выращиваемый табак для собственных нужд тоже удался. Рядом с домом-интернатом в озере стали разводить рыбу. Часть сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а также саженцы декоративных растений и семена цветов дом-интернат продает. На вырученные деньги приобретаются мебель, постельное белье, телевизоры — то есть все то, что помогает сделать жизнь проживающих здесь людей более комфортной и удобной.
За окном полыхает осень своим желто-багряным многоцветьем. Сегодня ничто здесь не напоминает такой же осенний, десятилетней давности, день. Вся территория дома-интерната словно радуга, что неожиданно спустилась на землю да и задержалась здесь. Зинаида Федоровна обводит взглядом свои владения и мысленно продолжает спорить со своими коллегами, в первую очередь с теми, кто не принимал ее взглядов, кто пытался работать “от звонка до звонка”, не прикладывая особых усилий. С кем-то пришлось расстаться, но большинство сотрудников дома-интерната осталось, и сегодня это коллектив единомышленников, которому по плечу любые проблемы и задачи. Врачи, санитарки, повара, медсестры и добровольные помощники из проживающих каждую весну дружно выходят украшать свою территорию: разбивают клумбы, придумывают сюжеты для них, несут со своих дачных участков семена цветов, которых еще нет здесь, приносят саженцы декоративных деревьев и кустарников.
И вот еще в чем директор оказалась права: за все это время никто из проживающих не растоптал, не сорвал без нужды цветка, не сломал саженца. Более того, они гордятся своим домом, красивой территорией, и когда к ним приезжают родственники, первым делом проводят с ними экскурсию. И мне подумалось, что цветы здесь, в социальном учреждении для психоневрологических больных, гораздо больше, чем просто волшебное творение природы и украшение жизни. Это — суть и смысл жизни Зинаиды Прокопович, ее милосердное и чуткое отношение к людям, к своей работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter