История одной фотографии - художник Светлана Каткова

Цветы и ангел

Лет тридцать назад, объясняя старинную старообрядческую икону «Благовещение», коллекционер и создатель уникального музея Федор Шкляров высказал интересную мысль. Тогда она мне показалась забавной. «Женщина всегда должна работать: шить, готовить, что–то складывать... Вот смотри: видишь, Дева Мария у колодца воду в кувшин набирает. И тут же к ней спускается ангел, чтобы сообщить самую главную новость. А если бы она бездельничала, то разве предстал бы перед ней посланник Божий?» — последняя фраза прозвучала не как вопрос, а как бесспорное утверждение.

Я смотрел на древнюю багряно–золотую икону, на которой разворачивалось удивительное действо. Среди яркого мира, цветов и птиц рядом с домом к Марии, наполняющей кувшин, по указанию сами понимаете кого спускается с небес ангел. Величие и будничность момента сплавлены в знаменитом библейском эпизоде навсегда, на веки вечные.

Художница Светлана Каткова, когда к ней ни придешь, чем–то занята. То акварелью пишет, сидя за большим столом, среди букетов и посуды, то чашки, чайники, тарелочки разрисовывает, а потом обжигает. Или с изразцами возится, с холстами, шьет что–то из лоскутов, вяжет... Всегда у нее в руках какая–то работа. А если она не творчеством занята, то дома в саду со своими цветами, деревьями и кустами возится: поливает, обрезает, рассаживает... Или готовит что–нибудь замысловатое... Хотя кто знает, кто сможет сказать, где оно, то самое творчество, а где будничная работа? Как в той иконе с Девой Марией и грозным ангелом.

Светлана Каткова уже давно пишет и рисует преимущественно цветы, птиц, домашних животных и предметы, которые всегда под рукой, на полках и комодах. Казалось бы, что нового в таких незамысловатых сюжетах расскажешь. Действительно, ничего, если рядом с тобой не стоит ангел. Цветы останутся лишь розами, ромашками, колокольчиками, незабудками, и не более того. А ей удается через привычное и вроде бы банальное рассказать о детстве, любви, радости, одиночестве, о человеческом счастье. Уже много лет она неизменна в своих сюжетах. Засыпал снег ее сад, она возьмет и напишет его. Смотришь жарким летом на тот белый снег и мечтаешь, чтобы зима была вот такая, как на полотне Светланы Катковой, — мягкая, тихая, светлая и нетоскливая.

Принесет гость букет, вручит хозяйке, а через пару дней он уже написан. Это могут быть и скромные бело–зеленые ландыши в простом стакане, а могут быть и пышные розы или торжественные лилии, с лепестками, закрученными, как усы Сальвадора Дали...

Евгений Коктыш сфотографировал художницу на фоне цветов, написанных Зоей Луцевич. Смотрю на снимок и понимаю, что Светлана не позировала, а ходила по выставочному залу, смотрела на работы дочери и тихо радовалась.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 155 (25037). Суббота, 13 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter