“Цветы для Спасителя” от Бориса Ганаго

Самый читаемый детский писатель Беларуси говорит с детьми о Боге на понятном им языке
— Уверен ли я, что самый читаемый? — переспросил меня исполнительный директор издательства Белорусского экзархата РПЦ Владимир Грозов. — А вы назовите мне другого белорусского детского писателя в республике, совокупный тираж книг которого составил бы больше миллиона экземпляров...
Да, действительно, такого больше нет. 16 книг рассказов всего за 10 лет, аудио-, видеокассеты, записанные по этим рассказам, бесконечные приглашения на встречи с читателями, продолжающая расти популярность...
Его путь в литературу очень нестандартен, хотя в 15 лет нищий ему это предсказал. Боря вместе с товарищами наскребли какие-то копейки для слепого старика, и тот рассказал мальчишке о его семье и с такой же точностью — о произошедших с ним событиях, какой у него характер, закончив фразой: “Ты будешь говорить людям слово, от которого им будет лучше жить”.
И действительно, на книгах выросшего Бори, которому в этом году исполняется 80 лет, растут сегодня тысячи и тысячи детей. Поскольку о каждом из нас, примем это к сведению, есть замысел Божий.
А началось все... с выхода на пенсию. К этому моменту Борис Ганаго разочаровался в марксизме-ленинизме, разобрал уже наконец-то ошибки йоги и, продолжая искать ответы на главные вопросы бытия, только-только обратился к православию. В числе других прихожан Минского кафедрального собора его пригласил на беседу митрополит Филарет и неожиданно обратился ко всем им с просьбой помочь в создании воскресной школы. Так Борис Александрович пришел в класс к ребятам в качестве преподавателя Закона Божьего.
— И вот я им говорю что-то о Боге, — не без юмора вспоминает теперь он, — а им неинтересно, у них свой мир, они играют в фантики. И все мои уговоры, чтобы они были внимательны, пролетают мимо их ушей. Что делать, как им объяснить, к примеру, что такое вера? Апостол Павел дал формулировку, что “вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в желаемом, ожидаемом, как бы в настоящем”. Но не каждый даже взрослый это поймет. И тогда я им говорю: “Деточки, а вы в жмурки играли?” — “Да!” — оживают они. “Ну-ка закройте глазки крепко-крепко. Вы меня видите?” — “Нет!” — отвечают они. “Но вы уверены, что дядя в очках тут, рядом с вами?” — “Да!” — дружное в ответ. “Ну, откройте глазки. Вот так и Бога мы не видим, но уверены в том, что он есть. Вам понятно, что такое вера?”
Потом я начал им рассказывать истории о кошечках-собачках, рыбках-птичках, необъяснимых явлениях природы, вставляя между ними информацию по догматическому богословию, — и фантики забывались. Христос ведь говорил с народом притчами... А потом истории закончились, я использовал все, что у меня было собрано в архиве на протяжении десятилетий, и пришлось начать самому писать.
В итоге появились не только книги, но и разработанный мною предмет “Методика преподавания катехизиса”, что, может быть, даже более важно, поскольку нельзя преподавать основы православной веры при помощи зубрежки. Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл однажды сказал по этому поводу: “Если бы Закон Божий преподавался интересно, то революции в России не было бы”. Более того, в “Очерках бурсы” писателя Помяловского содержится признание, что за время его обучения в этом духовном учреждении его высекли 450 раз и могли еще поставить коленками на сухой горох под хохот товарищей...
Какая после этого могла быть вера? Так и создавалась страна атеистов.
— Борис Александрович, привлекают уже одни названия ваших книг: “Воскресное чудо”, “Небесный гость”, “Цветы для Спасителя”... Но способна ли книга в наше время оказать серьезное влияние на человека?
— Пушкин называл чтение наполнением себя образами. Образы живут в нас, формируют нашу систему ценностей, критерии оценки, поведение. И если заполнять ребенка хорошими образами, то сформируется чистая душа. Все беды современного общества проистекают от того, что детям часто предлагают злые образы.
Когда мы читаем книгу, то, как учит священник Родион, мы вступаем в контакт с автором, даже умершим, с тем его духовным состоянием, в котором он писал свои строки. Вот почему рекомендуется читать святоотеческую литературу и избегать литературы сомнительного содержания. Если душа автора была не очищена, то он передаст нам свою духовную заразу.
Скажу даже больше. Когда мы читаем книги, написанные отцами церкви, они слышат нас, молятся за нас. А когда мы читаем Евангелие — вокруг летают ангелы Божии...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter