Как правильно стареть и не оказаться на обочине жизни

Цветущий возраст

Как правильно стареть и какой возраст является лучшим
Ирина ОВСЕПЬЯН.Моей свекрови — 65, и она звезда спортклуба: годовой абонемент и 8 тренировок в неделю! Я моложе на четверть века, но не способна на подобные подвиги. Между тем свекровь умопомрачительно держится на шпильках и выглядит стройнее меня, не уставая повторять, что после 60 лет жизнь только–только начинается.

Молодость — не достоинство, а недостаток: такого мнения сегодня придерживаются очень многие люди. Тем не менее выражать его публично решаются единицы.

Взгляните на рекламу, бодрым строем марширующую сквозь сознание телезрителя в продолжение вечера. Что вы там увидите? Да все то же не первый год подряд: девочки–припевочки и мальчики–зайчики, радостно попивающие газировку, сладострастно откусывающие шоколадки, сливающиеся в поцелуях и не страдающие ни от запаха пота, ни от кариеса.

В каком качестве появляется на экране женщина средних лет? В лучшем случае это будет сомнительный образ мамочки, к своему возрасту так и не научившейся готовить и пичкающей свою несчастную семью «золотым» химическим супербульоном из кубика. Или портрет карьеристки, наоборот, семьи не построившей и употребляющей в обеденный перерыв пищевые концентраты. А те, кому за 50, 60? Их роль сводится к тому, чтобы пичкать внучков «домашней» сметанкой из фабричного стаканчика или читать им книжки на ночь — опять же, это весьма щадящий и не обидный вариант. Поскольку чаще всего с возрастом 35 — 45 — 55 и выше в рекламе четко выстраиваются ассоциации: головная боль, проблемы с желудком, тяжесть в ногах, морщины, краска для волос, надежно прячущая седину... А молодые и стройные в щедро прокручиваемых в прайм–тайм телевизионных роликах отдыхают на островах, носятся на водных лыжах, гоняют на велосипедах, влюбляются, делают покупки, их бытие красиво, их мечта сбылась, они клевые.

Та же дискриминация по возрастному признаку бросается в глаза при взгляде на подиумы — мода представляется уделом исключительно молодых и скульптурно вылепленных, оставляя «старухам» и «старикам» передники, ситцевые халаты и растоптанные тапочки.

Реклама — мощный двигатель массового сознания и неплохой инструмент социальных и психологических исследований. По крайней мере, диагнозы обществу после просмотра двух десятков рекламных роликов можно выставить легко. Тело — один из доминирующих объектов в современной эстетической культуре, это обусловлено самой концепцией торжества гламура, присущей масскульту и главным рупорам его пропаганды — рекламе и глянцевым журналам. В сегодняшнем мире идеалом и основным достоинством провозглашена телесная безупречность и максимальная молодость. Такие параметры, как интеллект, опыт и мудрость, сброшены с парохода современности, к слову, вопреки объективной коммерческой реальности: по–настоящему дорогие вещи может позволить себе чаще всего аудитория в возрастной категории за 40 и 50. Кстати, за рубежом этот момент со скрипом, но все–таки заметили и периодически находятся оригиналы, для показов и фотосессий вызывающие с пенсии зрелых и даже пожилых моделей.

Впрочем, не в платежеспособности дело — а в тонкой, но неудержимой дискриминации, процветающей в обществе, где человек старшего возраста по умолчанию объявляется второсортным, иногда и вслух. Причем возмутительнее всего, что часто люди сами с этим соглашаются. Не так давно пила кофе с дамой цветущих 50 лет, стильной, ухоженной, умной, состоявшейся как профессионал и вместе с тем как женщина и мать. И в какой–то момент заметила юлящие, отнюдь не кокетливые, а именно стыдливые интонации, когда на предложение сделать то–то и то–то она ответила: «Но ведь это же для молодых...»

Бороться с общественным мнением, вытесняющим тебя на обочину существования, сложно, но можно. Глядя на свою свекровь, я вижу, что это вопрос личного выбора. Главное — помнить: мы не стареем — мы становимся импозантными. И пусть завидуют те, кто моложе.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия №220 (24601). Среда, 19 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter