История одной фотографии легендарного маршала Ивана Баграмяна

Цветущий каштан

В Минске на улице Янки Купалы есть небольшая мемориальная аллея каштанов. Много раз я проходил под ними, любовался пышным цветением. Осенью поднимал из-под ног каштаны и, как ребенок, подолгу носил их в карманах. Так вот, каждое из деревьев этой аллеи имеет металлическую табличку, а на ней указано, кто деревце посадил. Каштан, укорененный легендарным Маршалом Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном, стоит первым, если идти от моста через Свислочь. 

ФОТО ЕВГЕНИЯ КОКТЫША

А история этого портрета знаменитого военачальника такова. В конце семидесятых маршал находился в Минске в составе большой делегации. Гостей тепло принимали, в их честь проходили концерты, их возили к Кургану Славы и в Хатынь. В музее истории Великой Отечественной войны была выставлена знаменитая серия картин Михаила Савицкого «Цифры на сердце», раскрывающая одну из страниц той страшной трагедии. У картин заспорили два знаменитых военачальника, два маршала — Иван Баграмян и Василий Чуйков. Тогда и сказал Иван Христофорович Василию Ивановичу, пытаясь того немного успокоить, что в плену они не были, а потому и судить о том, правдивы ли картины, права не имеют. 

В тот же день в залах музея и был сделан этот фотопортрет знаменитого военачальника.

 Маршал выглядит немного уставшим и грустным. Может быть, что-то далекое пытается вспомнить, пробует восстановить забытое. 

Он абсолютно не воинственный и не величественный, хотя к тому времени в его честь были названы улицы, корабли, награды. О нем были написаны документальные и художественные книги, сняты фильмы… 

Ведь это он, Иван Баграмян, командуя 1-м Прибалтийским фронтом, освобождал Беларусь летом 1944-го. 

Он являлся одним из руководителей стратегической операции «Багратион». За ее блестящее проведение, за освобождение Беларуси он получил звезду Героя Советского Союза.

Офицеры Отечественной войны, служившие под началом Баграмяна, всегда вспоминали о своем командире с теплотой, подчеркивая его смелость, справедливость и какую-то щепетильность. Рассказывали, что он сильно любил свою жену Тамару и писал ей письма и маленькие записки с признаниями в любви. 

Этой весной у каштана, посаженного Иваном Христофоровичем Баграмяном, аккуратно лежало пять красных тюльпанов.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter