Цветущая душа Петра Костромы

“Альбом получился потрясающий!” — говорил мне в телефонную трубку фотограф Петр Васильевич Кострома, когда я договаривалась с ним о встрече. Ехала на интервью и не сомневалась, что нахожусь в нескольких секундах от соприкосновения с чем-то необычным. Если признанный мастер своего дела (а чаще всего они скромны) сам себе ставит высокую оценку, значит, очередное его творение действительно заслуживает аплодисментов.
Из досье

Петр Васильевич Кострома родился 7 ноября 1934 года в деревне Володарск Речицкого района Гомельской области. Окончив школу, работал на Речицком судостроительном заводе. В 1955 году по студенческой путевке уехал в Казахстан на освоение целинных и залежных земель. Позже трудился навалоотбойщиком и помощником машиниста угольного комбайна в карагандинских шахтах. Увлекся фотографией. Его первые фоторепортажи публиковались в газетах “Индустриальная Караганда” и “Казахстанская правда”. В 1972—1978 годах работал в Алма-Ате. В 1978-м вернулся в родную Беларусь, где стал проходчиком в метро, а затем фотолетописцем строительства Минского метрополитена. Фотоработы Петра Костромы публиковались на страницах всесоюзных изданий “Правда”, “Труд”, “Известия” и других. В 1996 году фотомастера пригласили на работу в Администрацию Президента Республики Беларусь. Является членом Белорусского союза журналистов.

30 лет в объективе — Минск
Петр Васильевич осторожно берет из стопки новеньких фотоальбомов самый верхний, большой, почти на 600 страниц, с ярко-синей обложкой и серебряным обрезом. За время работы фотографом издал около десятка авторских альбомов, каждым из которых гордится. Но самый последний стал украшением не только его библиотеки. Выпущенный к 940-летнему юбилею столицы альбом “Минск цветущий” — уникальная во всех отношениях книга. И, конечно, не только по объему и необыкновенно красивому переплету. В нем — более тысячи снимков города, многие из которых сопровождены фотографиями из архивов с видами довоенного Минска и историческими комментариями. “Моей задачей было — показать, каким прекрасным стал наш Минск в последние годы, — говорит Петр Васильевич. — Столицу снимаю уже около 30 лет, но нынешняя съемка была, пожалуй, самой трудной. Для этого специального издания — инициатором его создания выступил “Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы” — были отсняты десятки тысяч кадров. На подготовку его ушло больше года”.
k1.jpgПрочьот житейской суеты
...Вот фотоснимок с изображением памятного знака и контура фундамента первой городской каменной церкви XVI века, не выстоявшей, к сожалению, под тяжестью истории. На страницах, посвященных Петропавловскому кафедральному собору, есть снимки, на которых видны фрески нижних слоев художественного оформления, спасенные реставраторами. “Особое внимание я уделял деталям, которые далеко не все минчане замечают в житейской суете”, — рассказывает автор альбома и открывает страницу с фотографиями ГУМа. А вы, бывая в этом магазине, видели когда-нибудь вверху колонн золоченые фигуры рабочего и крестьянки, которые, кроме серпа и молота, возносят вверх голубя мира? Нет? Я тоже. На мои восклицания Петр Васильевич только слегка улыбается и, стараясь удивить еще больше, открывает страницы, на которых — запечатленные на керамических плитках станции метро “Площадь Якуба Коласа” сюжеты произведений белорусского песняра. Сам Петр Васильевич знает в столичном метро каждый уголок. Он 18 лет вел фотолетопись его строительства. За эти годы его объектив остановил на считанные доли секунды около миллиона мгновений, многие из которых стали основой для уникальных кадров и теперь хранят свою историю. Есть в альбоме Петра Костромы и фото еще не открывшихся станций метро.
Секретов молодости нет
“А вот так раньше выглядела гостиница “Европа”, — показывает Петр Кострома. — До революции она была самым шикарным отелем Минска”. На фотографиях Петра Костромы “Европа” современная, с изображениями львов — символов знатного происхождения, интересными элементами внешнего декора.
— Чтобы снять всю эту красоту на такой высоте, куда нужно взобраться? — спрашиваю у фотомастера.
— Все дело в объективе, — скромно отвечает Петр Васильевич.
— Но ведь не только в нем. Как вам удается в 73-летнем возрасте бегать без устали по лестницам, подыскивая нужный ракурс?
— Я никогда не курил, — признается собеседник. — А больше никаких “секретов молодости” у меня нет. Разве что дело, которым занимаюсь, до сих пор очень люблю.
Надо просто добрым быть
Рассматривая фотографии в альбоме Петра Васильевича, удивляюсь новизне его творческого подхода. Вот с птичьего полета видны площади Победы, Независимости, Якуба Коласа. А это — Национальная библиотека Беларуси, блистающая разноцветными камнями на руке случайного прохожего. В Париже есть ракурс, поймав который, можно поставить на ладонь Эйфелеву башню. Теперь любой желающий, подсмотрев в книге Петра Костромы нужный ракурс, может запечатлеть на своей руке и Национальную библиотеку.
Петр Васильевич не любит говорить о своих достоинствах. На вопрос о секретах своего успеха отвечает коротко: “Чтобы делать красивые фотографии, нужно быть добрым. А еще, чтобы делать хорошие снимки, нужно любить людей. Не стараться лепить из них карикатуру, а, наоборот, дождавшись, когда твой герой раскроется, показать его лучшие душевные качества”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter