Книжная графика Сальвадора Дали: в Минске открылась по-настоящему редкая выставка

Цветные сны Сальвадора Дали (ФОТО)

Божественное и демоническое, фантастическое и безумное, ад и рай... Переданные легкими мазками и летящими росчерками иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери, сделанные Сальвадором Дали, с 1 марта можно увидеть в Национальном историческом музее.


«Божественная комедия» вдохновила Дали на упорный труд в течение 9 лет. Сто листов считаются не только лучшими произведениями гениального сюрреалиста в области книжной графики, но и знаменитейшими иллюстрациями поэмы — по одной к каждой из 100 песен. Первое издание с акварельными рисунками художника увидело свет в 1960 году, затем было принято решение воплотить уникальные работы в виде гравюр. Чтобы перевести акварели на печатные пластины, вручную было вырезано 3.500 досок, с которых отпечатано 5.000 ксилографий. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин. Полученные оттиски отличаются редким по качеству цветом, максимально приближающим их к живописи.

В Минск прибыли гравюры из частного собрания итальянского коллекционера Андреа Понтальти. Помимо самих иллюстраций, еще один ценный экспонат в коллекции — титульный лист «Божественной комедии», на котором Дали оставил в 1965 году автограф и сделал рисунок шариковой ручкой.

— Сальвадор Дали и Данте Алигьери представляют совершенно разные эпохи, принадлежат к разным культурам, но здесь они едины, — отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Беларуси Стефано Бьянки. — Иллюстрации к «Божественной комедии» Дали начал создавать по заказу правительства Италии к 700–летию поэта. Однако итальянская общественность восприняла эту новость критически: многие не могли понять, почему произведение великого итальянца иллюстрирует испанский художник. Заказ отозвали, и, на мой взгляд, это было ошибкой. Однако Дали продолжил работу и создал полный цикл иллюстраций, и только благодаря его настойчивости мы сегодня имеем возможность любоваться этими прекрасными произведениями.

     
Выставка продлится до 1 мая, рассказала независимый куратор Ольга Клип:

— Так как это графика, у нее достаточно ограниченный срок экспонирования, и у нас получилось забронировать время, чтобы показать ее белорусам. Удалось найти партнеров, которые помогли в подготовке выставки, что сильно облегчило работу. Очень большие усилия приложил Национальный исторический музей, огромное спасибо за оперативность и активное участие в процессе.

Ольга Клип не впервые организует выставку, получающую резонанс на уровне страны: к примеру, в прошлом году усилиями кураторов в Минске побывали гравюры Рембрандта, также из частного собрания. И хотя зрителю не всегда просто воспринимать печатные оттиски, часто это единственная возможность познакомиться с оригиналами произведений великих художников, не выезжая в зарубежные музеи.

— Графика более мобильна и, по правде говоря, на сегодняшний день значительно доступнее для Беларуси, чем живопись, находящаяся в музейных коллекциях практически статично, — раскрывает нюансы куратор. — Но даже для того, чтобы привезти сюда графические работы, требуются существенные финансовые вложения. Так, все ксилографии застрахованы, и, поскольку утрата любого произведения искусства невосполнима, страховка в 10 раз превышает их рыночную стоимость.


Гравюры для того и создавались, чтобы сделать творчество художников широко доступным, напоминает искусствовед. Подержать в руках оригинальное издание «Божественной комедии» с иллюстрациями нам вряд ли удастся, а вот прийти на выставку с графикой гениального испанца может каждый.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter