Цветные сны о маме

Журналист провела один день в доме-интернате для детей-инвалидов

Всего один день провела корреспондент «Р» в доме-интернате для детей-инвалидов и поняла, что это самая настоящая территория доброты.

Что может быть интереснее, чем смена профессии? Тем более нескольких. На этот раз я попробовала себя в роли воспитателя дома-интерната для детей-инвалидов.

Оговорив с директором Александром Давыденко возможности приложения своих сил, направляюсь к двери, пожалуй, самой таинственной комнаты.

Называется она сенсорной. Здесь звучит приятная музыка, с потолка опускаются световые капельки и кружат по стенам, будто подхваченные невидимым ветром. В огромной стеклянной трубе постепенно меняют окраску волоконные частицы, похожие на пузырящуюся измельченную фольгу: они то разгораются красным пламенем, то мерцают серебристым инеем, излучают то теплый солнечный свет, то сказочный фиолет…

Дефектолог Светлана Бойко ведет по коридору мальчика, который плохо ходит и плохо видит:

— Это Эдик. Он различает только очертания предметов. Не любит шума. Часто проявляет гиперактивность.

Похоже, сегодня Эдику не понравилась волшебная труба. Рядом с ней он опустился на мягкое покрытие пола и стал брыкаться, зажав уши ладонями. А вот прозрачная коробка с летающими перышками пришлась по вкусу.

— Эдику десять лет, — поясняла Светлана Геннадьевна. – Истоки агрессии, скорее всего, в трудном детстве: на его глазах папа убил маму, после этого ребенок рос с дедушкой, питался в основном хлебом, не видел игрушек. Только пустые бутылки…

Постепенно мальчик успокаивается, расслабляется, начинает прислушиваться к звукам. На женские голоса (даже незнакомые) он реагирует положительно. Не нервничает. Возможно, потому, что именно женщины его кормят. Эдик ест с общего стола. Любопытно, что в их группе некоторые дети первые в жизни слова произносят именно за обеденным столом. Но говорят не традиционное «мама» и «папа», а целые фразы типа: «А мне?..»

Прощаемся с Эдиком и идем кормить «лежачков». Что там для них в меню? Овсяный суп, пюре со свеклой, кисель.

Оказывается, чтобы отправлять в широко раскрытые рты ложечку за ложечкой, нужна большая сноровка. У воспитателя Натальи Немогаевой все получается быстро и аккуратно. Неудивительно: она делает это по пять раз на день! И, судя по тому, как быстро пустеют тарелочки и стаканы, аппетит у ребятишек отменный. Не думайте только, что «лежачки» — это младенцы. В этом отделении есть и шестилетние, и постарше. Но некоторые из них настолько беспомощны, что до сих пор не желают расставаться с соской. Хотя их желудки уже приспособлены к обычной пище.

Еду раздали, памперсы поменяли... Теперь баюшки-баю!

Какие же сны снятся детям в доме-интернате? Судя по сказочной красоте в помещениях и коридорах, наверное, цветные. Но снится ли им мама? Ведь большинство здешних воспитанников своих мам не видели вовсе. Некоторых оставили еще в роддоме, поняв, что появившийся на свет ребенок «не такой, как все». Нам рассказывали, что в основном малыши попадают в такие учреждения из дома ребенка, лишь единицы приезжают из родительского дома. Как, например, мальчик Женя из Молодечно. Его регулярно навещают родители и искренне сожалеют, что для передачи ребенка-инвалида на государственное воспитание по закону требуется официально оформить от него отказ. А вообще, по словам замдиректора по воспитательной работе Ларисы Ефименко, не каждый взрослый в силах растить инвалида с особенностями психофизического развития. Особенно это касается отцов. Нередко из окон дома-интерната можно наблюдать такую картину: к зданию подкатывает автомобиль, приезжают мама и папа. Но, как правило, из машины выходит только мама. Папа остается ее дожидаться…

— А семьюдесятью процентами этих ребят вообще никто из родных не интересуется, — замечает психолог Екатерина Пикулик. – Между тем у некоторых мамы – руководители больших предприятий. Но, видимо, наше общество все еще не готово к карьерному росту женщины, воспитывающей ребенка-инвалида. Нужно срочно менять стереотипы!

Любовь, настойчивость и забота способны если не на чудо, то на прогресс уж точно. Мы видели, каким осмысленным становился взгляд малыша, которого учитель-дефектолог Светлана Бойко учила шнуровать ботиночки. Сначала она терпеливо показывала это на себе, потом на веселой черепахе. Но пятилетнему Жене, похоже, больше нравилось скатывать и раскатывать коврик, громко при этом топая. Что ж, учитель тут же видоизменила задание и попыталась «вывести» своего подопечного на речь, увлекая его словами: топ-топ…

В итоге у Жени непременно разовьют то, что заложено природой. А что не заложено – увы. Но в любом случае постараются сделать все возможное, чтобы научить его себя обслуживать.

Плавный переход во взрослую жизнь, как правило, осуществляется не один месяц и не один год. Девочки, посещающие кружок по рукоделию, наперебой рассказывают, как учились вязать носки и мочалки, вышивать льняные салфетки, делать из разноцветных бусинок украшения и сказочные открытки. Самые лучшие свои изделия мечтали подарить или хотя бы показать мамам…

Сделать это смогли единицы. Но непосредственность детского сердца подсказывала: поделку можно подарить воспитательнице, директору, другу на день рождения. Приятно же о ком-то заботиться!

— Разделенные по группам с учетом возраста, диагноза и умственных возможностей, ребята обеспечивают дом-интернат рукавицами, вяжут березовые веники, шьют постельные принадлежности и одежду для героев своего кукольного театра, — поясняют инструкторы по лечебной трудотерапии Татьяна Сушкевич и Наталья Борисенок.

Сейчас в стенах этого уютного дома содержится свыше трехсот воспитанников: 149 — в детском отделении и 160 – в молодежном. Те, кто постарше, с удовольствием занимаются трудовой реабилитацией. Осенью помогают убирать урожай на полях СПК «Валевачи», заготавливают овощи для интернатской столовой.

Пока я училась мастерить из серебристого бисера и тонкой медной проволоки маленькое заиндевелое дерево, узнала много интересного из прошлого, настоящего и будущего этого не совсем обычного заведения. Например, о том, что вся педагогическая работа здесь строится по индивидуальным планам на принципах социально-практической направленности обучения. Что особое внимание персонал уделяет формированию здорового психологического климата в коллективе, культурно-массовой работе и физвоспитанию. Что игровые комнаты оснащены разнообразными развивающими пособиями, тренажерами, телевизорами. Есть даже компьютерный класс со специальными играми, так называемыми «бродилками». Что в нынешнем году из Фонда МБОО «Барренский Чернобыльский проект» (Ирландия) Червенский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития получил гуманитарную помощь на сумму более 45 миллионов рублей…

— Ой, а откуда так вкусно пирогами пахнет? – с любопытством выглядываю в коридор. Оказывается, неподалеку в самом разгаре занятия по кулинарии. Девочки Аня и Маша под руководством Зои Сергеевны Заборонок осваивают премудрости домашней выпечки. Красочная книга с рецептами для них словно окно в неизведанный таинственный мир. Чем не чудо: пара стаканов муки, сахар, сметана, яблоки – и вот уже красуется на столе румяная шарлотка.

Чай из ароматных трав дополняет угощение. Но засиживаться некогда. Ведь нас давно ждут в спортзале участницы танцевального кружка, чтобы показать восточный танец, который они разучивают вместе с тренером Ольгой Прокопович. Яркие красочные костюмы танцовщицы уже примерили и остались довольны. Пока репетируют в прозрачных накидках. Таинственные ритмы убаюкивают и настраивают на праздничную волну.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter