Ирисы и лилейники требуют внимания

Цветник Надежды

У каждого из нас свои цветочные пристрастия. У учителя иностранных языков Надежды Щеголевой это в первую очередь ирисы и лилейники. И любовь эта родом из детства. Мама Элеонора Дмитриевна всегда учила видеть прекрасное, интересное и необычное в обычных вещах: красоту стрекозы, севшей на былинку, очарование полевой ромашки, разноцветные перышки пролетавшей мимо птахи. Цветы очень любила и бабушка Надежда Никитична из Речицы. Даже в те далекие советские годы выписывала из Прибалтики георгины, гладиолусы, розы...


Дед Дмитрий Савельевич был отличный садовник. Каждое дерево в саду — мини-сад: с 7–10 прививками разных сортов. Один сорт яблони — «Астраханская роза» — помнится и сейчас. Яблоко сочное, ароматное, молочное с розовыми лучиками-разводами. Так хочется отыскать и высадить у себя на участке. 

Надежда считает, что любовь к земле и природе обусловлена самой судьбой.

Милые касатики

Детство и юность прошли, как говорится, на колесах и в разных гарнизонах. Родилась в Гомельской области. Долгое время жили в Германии, затем Дальний Восток: Хабаровский край, Курилы, Амурская область… И каждое место откладывалось в памяти пейзажными образами. Речица — это яблони, вишни и бабушкины розы. Германия — заросли вкуснейшей белой шелковицы и чудесный сад с подснежниками и крупной сладкой черешней на берегу живописного озера, где гнездились белые и черные лебеди. Хабаровский край — многоликая тайга, наполненная волшебными запахами хвои, багульника и саранок (так на Дальнем Востоке называют лилии и лилейники).

Растик Сидер.
Курилы же — это ирисы. Надо сказать, что первый раз эти цветы Надежда увидела в Речице у кого-то из друзей. Спросив о них, услышала: «Ай, ничего особенного, касатики… Да и не пахнут совсем…» В поселке же Китовом, что на Курилах, ирисы, растущие в дикой природе, предстали совершенно другими — утонченные, синие, а какие ароматные! По отдельности они не пахнут, но, собрав в охапку всю кочку, ощущаешь такой тонкий приятный запах, что хочется вдыхать и вдыхать! Даже сегодня, закрыв глаза, она ощущает их аромат. 

А ландыши, что росли на плато недалеко от поселка: крупные, с цветком до 1 см в диаметре! А лес из удочек! Именно так выглядит подросший и сбросивший листья бамбук. Да и других цветочных диковинок было немало. Надежда собирала семена и отправляла бабушке в Речицу.

Пикабу зебу.

Как только у нее появился свой участок возле Руденска, первыми на нем (по воле судеб) прописались именно ирисы. Их принесли соседи. Это был сорт «Песня пустыни» с бутонами лимонного цвета. С него и началась цветочная эпопея. Огород с каждым годом становился все меньше и меньше, а цветники — все больше и больше. Сегодня в ее коллекции около 150 сортов ирисов. И все их Надежда знает и по названию, и по раскраске. Черные, бордовые, синие, желтые, оранжевые, сиреневые, голубые… Все цвета и оттенки перечислить просто невозможно. И это не дань моде, а собственное увлечение. Стимул для покупки только один: нравится! И действительно, как ими, чем-то напоминающими орхидеи и переливающимися всеми цветами радуги, не восхищаться? На солнце лепестки ирисов действительно искрятся и светятся. А все благодаря особому строению клеток, которые фиксируют свет как оптические линзы.

Королева ангелов
Бородатые ирисы — самые распространенные. И самые впечатляющие. Они отличаются друг от друга по окраске лепестков, размеру цветка, высоте цветоноса, количеству бутонов и т.д. Одноцветные и двухтонные. С ровными и волнистыми, гофрированными, будто кружевными, или бахромчатыми краями. Разные и «бородки» — в тон лепестков или контрастные.

У «Королевы ангелов» роскошный кружевной белый цветок, по гофрированному краю которого словно рассыпаны мелкие жемчужные капельки, придающие ангельское очарование. У «Дабл вижн» темно-рубиновый цвет стандартов на золотом фоне и кирпичные бородки. Просто шедевр! «Пикабу зебу» — яркий полосатый цветок, действительно напоминающий экзотическое животное с еще более экзотическим окрасом. В контуре бутона сорта «Царство лебедей» угадывается силуэт этой грациозной птицы. «Суприм султан» и вправду восседает, как вельможа, демонстрируя миру роскошный огромный цветок. «Каунти кок» и «Грин стар» — обладатели холодного желтого — относятся к зеленоцветным ирисам. У «Индиго принцесс» цвет индиго и отменное качество бутона, которому не страшны ни дожди, ни ветры. У «Ленинградских ночей» цвет чисто-голубой, напоминающий белые ночи…

Суприн султан
Элеонора Дмитриевна во всем поддерживает дочь. Из сортов пастельных цветов создала свою коллекцию «Облака», а из ярких и радужных — «Радугу». 

К июлю зацветают сибирские, а в августе распускаются японские, или ирисы Кемпфера. Есть ремонтантные сорта, способные к концу лета зацвести повторно. Это и «Сити лайтс» («Огни города»), и «Дабл вижн». У каждого вида свой неповторимый аромат: здесь нотки и цитрусовых, и пряностей, и даже конфет…

Пузом кверху

Чтобы ирисы зацвели, им необходимо создать определенные условия. Плюс они должны вырасти: как минимум 7 листьев на кустике.

Грейп вельвет
Ирисы неприхотливы и на одном месте могут «квартировать» несколько лет. Главное, чтобы было много солнца. Для хорошего роста им необходимо купаться в его лучах целый день. В полутени растения, конечно же, будут расти, но зацветут позднее. Кстати, этот момент можно использовать для более продолжительного любования их цветением.

После того как ирис отцветет, дождитесь, пока цветонос полностью засохнет, и срежьте его до самого корня или аккуратно обломите. Как только на кусте появится 5–6 цветоносов, это сигнал, что ирисы надо делить. Тем самым, кстати, омолаживая куст. Иначе корневища начнут высоко выпирать над землей и, соответственно, подмерзать. 

Лучшая пора для посадки, деления и пересадки ирисов — середина июля, примерно через 2 недели после цветения. В это время как раз закладываются почки и начинают отрастать новые корни. Потому будьте поаккуратнее, чтобы их не обломать.

Романтик роуз
После выкопки Надежда промывает корневища, высушивает и пару дней выдерживает на улице, чтобы они подвялились и прогрелись. Солнечные лучи прекрасно борются и с бактериями, вызывающими гниль. Если делит корневище, то срез сразу замазывает зеленкой или затирает древесной золой. Листья, чтобы испаряли меньше влаги, укорачивает до 12—15 см. Перед посадкой деленки замачивает в темно-розовом растворе марганцовки или в препаратах «Бактоген» и «Максиммун». Это и защита от бактериальных болезней, и подпитка полезными микроэлементами.

Почва ирисам нужна нейтральная: идеальный рН — 5,8. Если будет слишком кисло, кусты разрастутся, но не зацветут. Чтобы цветок хорошо рос, его надо правильно посадить. Вначале Надежда выкапывает ямку, затем посередине нее насыпает холмик из грунта, смешанного с золой и песком, и на него, аккуратно расправив корневище, высаживает деленки. Присыпает их землей, а затем еще и песком: чтобы болезней было меньше.

Сабина баур
Ирисы ни в коем случае нельзя заглублять. Чем глубже посадка, тем медленнее рост. Да и сами корни от этого деформируются. При посадке из-под земли должно выглядывать не более 1 см корневища. Ирисы в отличие от лилейников сами могут «сориентироваться» на местности и «скоординировать» глубину посадки, приподняв себя. Правда, на продвижение к солнцу понадобится не один год. Много сил и питательных веществ будет потрачено на пустую работу. И как результат — хилый и чахлый цветок. А если еще и почва тяжелая, то растение может даже погибнуть и уж точно не зацветет.

Поэтому в последние годы Надежда с посадкой бородатых красавцев экспериментирует. Старается все же «животик» корневища не засыпать почвой. Иногда под него даже подкладывает уголек. Для пышного цветения очень важно, чтобы корневище как следует прогрелось на солнце. Поэтому и направляет его на юг, чтобы оно в течение дня максимально долго освещалось солнцем.

Высаживает ирисы редко — не менее 0,5 м друг от друга: так кусты вырастут пышнее. Да и сами посадки будут лучше продуваться ветром, а потому меньше болеть и гнить.

Красный шелк
Многое зависит и от качества почвы. Легкий песчаный грунт может осесть, осыпаться с корневища и слишком оголить его. Тяжелый же глинистый затягивает и словно опрокидывает корневище, из-за чего цветочное пузико поднимается и засыхает. Ведь основные корешки идут у веера. Корни при посадке Надежда обязательно немного укорачивает: после этого они все равно отомрут, и вместо них пойдут новые. 

Старается ирисы не перекармливать. Иначе они, забыв о цветах, будут гнать листву. А вот профилактические обработки обязательны. Особенно досаждает им бурая пятнистость. Чтобы справиться с заболеванием, Надежда делает несложный состав: на 10 л воды — 10—15 капель йода, 5 г марганцовки, 5 г борной кислоты и 2 ст. л. нашатырного спирта. Это и профилактика, и борьба с грибковыми болезнями, и помощь в цветении. Поскольку борная кислота и марганцовка долго растворяются, очень удобно заранее приготовить маточный раствор из этих двух компонентов, разведя их в горячей воде. Из расчета, к примеру, на десять 10-литровых ведер. Даже если за один раз вы не используете весь приготовленный объем, его можно хранить довольно долго, а йод и нашатырный спирт добавлять уже непосредственно перед применением. Изначально эту смесь использовала на клубнике, которая также очень часто страдает от различных пятнистостей. Раствор можно вносить как по листу, так и под корень. 

В этом году в эту же болтушку Надежда добавила еще и «Бактоген». И использует полученный состав абсолютно на всех культурах, будь то цветы или ягодники. Надо сказать, что состав еще ни разу не разочаровал. Да и результаты заметны уже через пару недель. Эффект всегда потрясающий! В ходу и травяной ферментированный чай из сорняков. Главное — не передержать его. 

Из огорода — на клумбу

Чтобы забылись все горести и ушли все печали, надо всего лишь прикоснуться к лилейнику — цветку радости и хорошего настроения. До начала ХХ века он был больше… огородным растением. Родовое его название гемерокаллис в переводе с греческого означает «красивый в течение дня». Цветок и вправду живет только один день. Но благодаря селекции уже появились сорта, которые могут цвести 3—4 недели, так много на них бутонов.


Начиналась же лилейная коллекция с дикой лилии-саранки. Сегодня в ней уже более сотни сортов. Простые, махровые, бахромчатые, окантованные, гофрированные; однотонные, двухтонные, двухцветные и смешанные; «глазастые», с водяными знаками; миниатюрные (диаметр цветка — 4–5 см) и крупные (с цветком 20 см), карлики (до 25 см в высоту) и великаны (от 1 м)… Желтые, оранжевые, лимонные, красные, розовые, лососевые, фиолетовые, пурпурные, сиреневые, белые, даже черные… Нет только голубых. Форма лепестков, самих цветков, гофрировки — все у них разное.

Есть в коллекции и старинные сорта с утерянными названиями. Они любимы за неприхотливость и чистый цвет. У современных сортов такого нет.

Есть даже сорта-хамелеоны. Скажем, «Тропикал пэшн» сначала персиковый, а затем нежно-розовый. «Сабина баур» меняет окраску от цвета сливок до цвета топленого молока, на фоне которого вишнево-бордовый глаз и такого же цвета кант по краю гофрировки смотрятся завораживающе. А лепестки еще и загибаются под низ.

Из разряда махровых прекрасны «Найт эмберс», «Винишн фриндж», «Петал пушер», «Красная брошь», «Дабл ривер вай».



Радуют повторным цветением прекрасная «Сабина баур», нежная «Романтик роуз», жемчужная «Лонгфильдс перл», солнечный «Дабл ривер вай» и озорная «Стелла де оро».

У сорта «Грейп вельвет» (или «Виноградный бархат») не только вкусное название, но и цвет, полностью ему соответствующий. Удивительный и аромат — смесь ландыша, гиацинта и сирени. Необычные яркие красные шелковистые цветы с красиво гофрированным краем и тонким золотистым кантом у сорта «Красный шелк». 

«Стелла де оро» — самый низкий, так называемый карликовый, лилейник — всего 25 см в высоту.


Лилейник совсем не капризное растение. Он умудряется выживать даже на абсолютно бедных землях. Да и на одном месте может расти до 15 лет! 

К тому же, как говорит Надежда, лилейнику нечего скрывать: у него нет ни неряшливых увядающих листьев, ни немощных бледных ростков.

Высаживают его как весной, так и после цветения в конце лета. И все внимание — корневой шейке. Ее можно заглубить лишь на 2—3 см, не более! Никаких удобрений в лунку добавлять не надо. Перед посадкой обрежьте гнилые и засохшие корни. А чтобы, так сказать, снять у растения стресс по поводу смены места обитания, опустите клубни на пару часов в раствор «Корневина» или «Эпина».

Цветок посадили? И... забудьте о нем до весны. А вот на следующий год уже надо несколько раз подкормить. Весной (с интервалом в один месяц) — комплексным минеральным удобрением, в августе — только фосфором и калием (без азота!), чтобы пышным было цветение. 

Рукотворная красота

Надо сказать, что участок (а это 22 сотки) утопает в цветах весь сезон. Розы и пионы, гладиолусы и дельфиниумы, аквилегии, хризантемы, морозники, флоксы, нивяники, астильбы, астранции, хосты… Всех красавцев и не перечислить. 

И у каждой культуры свои предпочтения. Гладиолусы, к примеру, Надежда выращивает, засыпав грядку слоем опилок. Пионы подкармливает остатками хлеба, которые замачивает на 1—2 дня. А по весне проливает их обеззараживающим раствором «Максима», в котором протравливает и луковицы гладиолусов перед посадкой. 

Самый редкий цвет у пионов — сиреневый. Долго искала и нашла в каталогах нечто подобное. Появились в коллекции желтые и кремовые сорта.

Есть и розы-хамелеоны. Допустим, у «Минервы» лепестки первых цветов розовые, но с каждым новым бутоном они все темнее и темнее. 

Горделиво возвышаются над участком (словно присматривают за всем цветочным царством) клематисы. Вроде бы культура и неприхотливая, но основная ее беда — грибковые заболевания. И самые опасные — фузариоз и вилт (увядание, вирусное заболевание). Они дают о себе знать при повышенной влажности воздуха и переувлажнении почвы. Лучшие меры борьбы и профилактики — соблюдение агротехники и удачное место посадки. Заметив больные побеги, Надежда их сразу же вырезает и сжигает. А поскольку инфекция живет в почве, то и ее сразу же обеззараживает «Фундазолом» (20 г на 10 л воды), «Абига-пиком» или другим разрешенным фунгицидом. Неплохо зарекомендовала себя и смесь, которую использует на клубнике. Для подстраховки по весне обрабатывает клематисы 1-процентным раствором «Бордосской жидкости», «Медным» или «Железным купоросом». 

Буквально пару лет назад Надежда открыла для себя эхинацею и влюбилась в этот цветок. В коллекции уже более 20 видов, отличающихся и по высоте стебля, и по цвету, и по форме бутона. Да и по срокам цветения. Есть виды, которые останавливают только морозы.

Элеонора Дмитриевна.

Любовь к прекрасному миру растений эстафетной палочкой передалась и дочери Валерии. Она флорист. И, несмотря на молодость, уже имеет имя в профессиональных кругах. Чем могут, помогают сын Сергей и муж Роман. Шпалеры, перголы, заборчики, грядки… Это все их рук дело. И конечно же, Элеоноры Дмитриевны, которая весь сезон на страже красоты.

На достигнутом Надежда и не думает останавливаться. Заказаны новые сорта, выбраны новые культуры. Да и принципы ландшафтного дизайна очень хочется освоить, чтобы поселить гармонию в саду.

(8–017) 311-03-46 

sad@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter