Цукерберг сменил посты

Аудитория Фейсбука уже больше, чем население Китая. В августе количество пользователей соцсети превысило два миллиарда. За последние годы Фейсбук стал не просто площадкой для коммуникации, а зеркалом нашей жизни, хотя и кривым. В новостной ленте собрано все, что вас волнует, — обновления друзей, популярные посты, новости и реклама от брендов. Правда, вашу повестку формируют специальные алгоритмы, которые и определяют, что для вас важно. А это уже таит определенную опасность, так как пользователь получает не всю, а выборочную информацию. И вот вчера основатель Фейсбука Марк Цукерберг объявил фактически о революционном изменении: теперь в вашей новостной ленте в приоритете будут посты, которые касаются лично вас, а новости друзей вытеснят коммерческие предложения и СМИ.

фото рейтер

Цукерберг объяснил все заботой о пользователях, но всем понятно, что причины гораздо глубже. Происходит глобальная трансформация известного тезиса о том, что кто владеет информацией, тот владеет миром. В последнее время государства, в первую очередь США, Франция, Германия, дали ясно понять, что не позволят фейковым новостям в соцсетях влиять на выборы. Напомним, что Фейсбук оказался в центре скандала после победы Дональда Трампа на президентских выборах. Предполагается, что политическая ангажированность в соцсети могла повлиять на избирателей. На самом деле проблема фейков гораздо серьезнее, чем внутренние разборки в американской политике, поэтому все обвинения в сторону Фейсбука вызваны в первую очередь страхом перед его невероятным влиянием на огромное количество людей.

Медиа называют эту соцсеть самой большой газетой в мире, подчеркивая свою зависимость от ресурса. По данным исследовательского центра Pew Research Center, около 62% американцев получают новости только из соцсетей. Получается, что для СМИ Фейсбук — главный источник читательского внимания. Из этого появилось и основное противоречие между медиа и соцсетью, которая у издателей вместе с аудиторией еще и отбирает рекламные доходы. Невозможно проследить, как работают алгоритмы Фейсбука, почему в приоритете оказывается та или иная новость. В отличие от СМИ соцсеть раньше не несла никакой ответственности за достоверность информации. Чтобы уравнять права и обязанности поставщиков контента, предлагали, чтобы Фейсбук приравняли к СМИ, но Цукербергу идея не понравилась.

Алгоритм для отбора новостей — основа бизнеса в сфере цифровой рекламы. Каждый пользователь видит свой набор контента, адаптированный специально под него. Производитель дорогих часов заинтересован, чтобы его реклама попала в ленту состоятельному мужчине, а не школьнику. За это компании и платят деньги Фейсбуку. Теперь соцсеть может потерять часть своих доходов, об этом Цукерберг уже предупреждал инвесторов.

Зачем корпорация идет на такие риски и расходы? Скорее всего, чтобы сохранить свое влияние, а власть, особенно над умами людей, стоит дороже денег. Хотя если подсчитать, сколько Фейсбуку пришлось бы ежегодно тратить на модерацию, проверку каждой новости, блокировку... А так ресурс снимает с себя часть ответственности. Сейчас даже в западных демократиях принимаются законы, так или иначе ограничивающие свободу информации. Президент Франции Эммануэль Макрон готовится подписать закон о борьбе с фейковыми новостями, в Германии за дезинформацию обещают штрафовать даже руководство соцсетей. При всех изменениях, которые анонсирует Фейсбук, не стоит забывать, что мы сами доверяем ему формировать наш взгляд на мир.

zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter