ЦТ: надейтесь на себя

Абитуриентам предлагают экстренно подготовиться к ЦТ

Интернет давно научился навязчиво предлагать пользователю рекламу, которая ему может быть кстати. Вот если желающий захочет уточнить график централизованного тестирования для поступления в вуз, то ему будет молниеносно предоставлена подборка вариантов, как в экстренном режиме подготовиться к тестированию. Вот и на адрес корреспондента «СБ» поступило сразу несколько предложений повысить уровень школьных знаний всего–то за день. Заманчиво, конечно. Только стоит ли игра свеч?


Сразу оговорюсь: подготовить к экзамену с нуля никто не обещал, но повысить результат тестов на пару десятков баллов (!) — это, мол, проще простого. С чем, спросите, сравнивают? Тут у каждого свой подход: кто–то за стартовую точку предлагает взять ваши результаты пробного тестирования, а кто–то — вероятность сдачи без ускоренной помощи. Как это работает? Всего–то за 4 — 5 часов организаторы экстренных курсов обещают систематизировать знания по предмету, заполнить все пробелы в голове, обучить хитростям решения тестов и даже научить справляться со страхом перед испытанием. Такая образовательная магия, естественно, имеет свою цену — около 30 — 40 рублей за предмет. Но это если вы решите выйти из дому и отправиться на групповое занятие в аудитории. Чуть дешевле, около 20 рублей, обойдется повторение изученного за школьные годы в режиме онлайн, то есть через видеотрансляцию и скайп. Некоторые организаторы ускоренных курсов еще и бонусы предлагают, например, краткий конспект по основным правилам или подборку шпаргалок. А для тех, кто пришел на занятие офлайн, то есть лицом к лицу с преподавателем, еще и чай с печеньками.

Итак, чему учат? Чтобы проникнуться чудесным предложением, я решила зарегистрироваться сразу в четыре разных пункта форс–мажорной подготовки к тестированию по русскому и белорусскому языкам. Результат? На одном из курсов мне предложили программу, в которой час мы будем выполнять тесты по орфографии, еще час — по морфологии и час — по синтаксису. Оставшееся время отвели на вопросы и ответы собравшихся. Интересно, конечно, но чем это отличается от другой простой, но проверенной схемы: купить прошлогодний сборник и самостоятельно прорешать в нем все тесты? Другие ускоренные курсы по этим же предметам предложили сначала полчаса изучать структуру теста, затем столько же времени отвели на мастер–класс по борьбе со стрессом до и во время ЦТ. Следующие 30 минут посвящены возможным ловушкам в заданиях (да, организаторы настаивают, что тест — это коварный капкан, а главная цель — обвести абитуриента вокруг пальца), затем по полчаса — на решение тестов по орфографии и пунктуации, столько же выделено и на синтаксис. Третья контора предложила час на фонетику, орфографию и словообразование, еще час на синтаксис и пунктуацию и по 30 минут на обсуждение возможной структуры теста (говорят, опираются на опыт предыдущих лет), на вопросы абитуриентов и на психологический тренинг, где научат «настроиться на позитив». Но самым заточенным под ЦТ оказался четвертый вариант однодневных курсов, где за первый час занятий предложили разобрать задания с А1 до А12, то есть по орфографии. И тоже, как вы уже могли догадаться, на основе прошлогодних заданий. Второй час отвели на А13 — А23, или фонетику, пунктуацию и состав слов. Третий час — на все остальное, то есть А26 — В10. Плюс приятный бонус — психологическая настройка на сдачу экзамена без лишних волнений...

С точными науками ситуация еще более любопытная. Звоню в один из центров, где предлагают за четыре часа освежить мои знания по физике. Легенда такая: школу окончила давно, знания бесследно стерлись из памяти, есть ли смысл идти на занятие–однодневку? «Однозначно!» — парируют организаторы курсов, хотя и уточняют, что все же в первую очередь их занятия рассчитаны на тех, кто готовился, а многое зависит и от имеющегося уровня знаний, и от балла, на который рассчитываешь.

— То есть в ноль после ваших курсов точно не уйду?

— Нет, но если у вас невысокий уровень, вы должны понимать, что наше занятие поможет добавить максимум 10 — 15 баллов.

Словом, как минимум проходной балл, если верить прогнозам, наберу. И все–таки невольно задаешь себе вопрос: что мешает абитуриенту, особенно если он готовился, самостоятельно систематизировать свои знания? Да и помогают ли такие ускоренные курсы? Уже после ЦТ мне довелось пообщаться с несколькими абитуриентами, которые прошли такое экспресс–обучение: каково их мнение? Некоторые пришли к выводу, что деньги потрачены не зря, мол, сотню, конечно, не наберем, но действительно курсы помогли привести знания в порядок. Сами, говорят, ни за что не добрались бы до конспектов, а тут родители вроде как деньги заплатили — пришлось лишний раз добровольно–принудительно повторить изученное. И что–то пригодилось... Но большинство честно признали: увы, чуда так и не случилось. Например, минчанка Наталья возлагала на курсы–однодневки большие надежды и теперь расстроена:


— Написала репетиционное тестирование по математике сначала на 70 баллов, а потом на 82. Рассчитывала на еще более высокий результат. Но сейчас сомневаюсь, что получилось: на ЦТ задания оказались сложнее, не хватило времени на две последние задачи...

Противоречивые чувства и у абитуриентки из Гомеля Кати, которая всего за месяц до ЦТ решила сдать четвертый предмет и выбрала обществоведение. Подтянуть упущенное в школе решила именно на экспресс–занятиях. Объем полученной за день на курсах информации оказался слишком большим, чтобы его усвоить за раз, так что перед испытанием стало еще страшнее — казалось, что в голове каша. Пообщавшись же на форумах с другими абитуриентами, девушка и вовсе пришла к выводу, что на высокие баллы рассчитывать не стоит. Говорит, многие задания оказались неподъемными, а там, где нужно было узнать известного человека по портрету, совсем растерялась:

— Я пообщалась с ребятами, с которыми мы вместе пришли на экспресс–занятие, — с портретами никто не справился. Многие даже не пытались делать это задание. Наверное, если бы заранее готовились и интересовались предметом, сдали бы лучше...


Вопрос ребром

Что думают профессиональные репетиторы?

Ева Гилевич, которая преподает белорусский язык, к подобным предложениям относится неоднозначно, считая, что главный критерий здесь — уровень ученика:

— Если он низкий, то за столь короткое время нереально подготовить. Но если средний и выше — улучшить результат возможно, используя определенную схему для каждого задания в тесте.

Репетитор по математике и физике Алексей Василевский настроен более скептически:

— На мой взгляд, все эти экспресс–курсы — просто вытягивание денег. Слабому ученику они ничем не помогут, так как у него нет знаний, которые можно систематизировать. А сильный ученик, который добросовестно готовился к ЦТ, сам способен повторить. Возможно, у преподавателей других дисциплин по–другому, но у репетиторов по математике и физике повторение обычно начинается месяца за полтора до тестирования. В любом случае предлагать однодневные курсы немного непорядочно. Как своим ученикам (с ними все повторять нужно начинать заранее), так и совсем новым (как повторять, если преподаватель не имеет представления об уровне знаний ребенка?).

pasiyak@sb.by

Автор фото: Павел ЧУЙКО
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?