Цивилизация на нервах


Еще пару десятилетий назад жизнь была другой. И дело не только в ускоренном ритме существования. Даже погода словно взбесилась — то жара, то холод, то ливни без конца, не говоря уже о крупных катаклизмах. Нервы ни к черту, а будущее не радует. Ученые считают, что влияние климатического фактора на здоровье и нервную систему будет только расти. Попробуем вникнуть в суть проблемы.

Кумулятивный эффект

Насколько можно судить по данным исследований различных областей науки (палео­географии, геологии, ботаники и даже гелиофизики), градус на планете скачет регулярно. Одних глобальных похолоданий насчитывается как минимум четыре. А по одной из версий (гипотеза «Земля-снежок»), в отдельные геологические эпохи наша планета была бескрайней ледяной пустыней.

Более или менее комфортные условия на Земле складываются только в периоды так называемых межледниковий. К ним относится и современная геологическая эпоха — голоцен, длящаяся уже 12 тысяч лет. Стандартных сроков у межледниковий нет, но специалисты полагают, что на этот раз существовать в тепле нам предстоит еще где-то 8 тысячелетий. Затем наступит новый ледниковый период. Однако это теоретические выкладки. Как сложится ситуация на практике, судить сложно, потому что уже третий век кряду все идет наперекосяк. Причина, по которой сбиваются отлаженные за миллионы лет механизмы «работы» земного шара, — род люди (Homo) семейства гоминид отряда приматов. Но обо всем по порядку.

Человеческий фактор

Для межледниковья характерны климатические оптимумы — периоды наивысших температур. В случае голоцена самым жарким был Атлантический оптимум, начавшийся 9 тысяч лет назад и длившийся около 4 тысячелетий. Тогда температуры были на 1—3 °C выше, чем современные (сейчас ученые при перспективе повышения на 2 °C за головы хватаются). По обычному сценарию после оптимума температура стабилизируется. Хотя кратковременные всплески, вызванные, например, повышенной солнечной активностью, не редкость.

Но в конце XVIII — начале XIX века человечество поломало классическую схему. Первая и вторая промышленные революции запустили процесс, горькие плоды которого мы вкушаем сейчас и будем обреченно жевать в будущем. Среди «вкусняшек» — внеплановое глобальное потепление. На данный момент уже ни у кого не вызывает сомнений, что оно на 99,9 % имеет антропогенную (обусловленную деятельностью человека) природу.

Каждому свое

Климатические колебания сказываются на физическом и психическом здоровье людей. С первым пунктом — физиологией — все более или менее понятно. Человеческое тело крайне хрупкое. Для разбалансировки гомеостаза (способности поддерживать нормальную работу органов и систем) достаточно чуть-чуть изменить «входные данные». Например, недостаток жидкости вызывает обезвоживание, перегрев кожных покровов — тепловой удар и так далее. Тут нужно сразу сказать, что для людей из разных климатических зон привычные параметры разнятся. Допустим, жители Африки адаптированы к жаре, но не выносят холод, население северных регионов — эскимосы и другие — наоборот. Европейцы привычны к тому и другому, но, если можно так выразиться, исключительно в средних температурных диапазонах.

Помимо частных, есть и общие правила климатических качелей, связанные с глобальным потеплением и работающие одинаково для всех Homo sapiens. Приведем самые очевидные примеры: скачки атмосферного давления выбивают из строя гипертоников и сердечников, загрязнение биосферы провоцирует аллергические реакции, бактериальные инфекции и так далее. Короче говоря, неуемное желание жить с комфортом при абсолютном игнорировании законов природы стало для человечества той самой дорогой, которая вымощена благими намерениями, но ведет в очень неприятном направлении.

Температурный максимум

В течение эволюции наше тело определилось с максимально эффективной внутренней температурой — 37 °C. Изменение даже на одно деление в ту или иную сторону приводит к нарушениям в работе большинства молекул белков и систем органов.

И чем дольше длится переохлаждение или перегрев, тем серьезнее последствия. Например, при нагревании до 42 °C в крови начинает денатурироваться (сворачиваться) белок.

Последствия изменения климата ВОЗ называет самой главной угрозой для жизни и здоровья людей. И не зря. По данным этой организации, с 1998 по 2017 год по вине тепловых волн (жары) в мире умерло более 160 тысяч человек. Экстремальные температуры негативно влияют на все органы. Особенно страдают сердце, почки и легкие.


bebenina@sb.by

Коллаж Ольги Александровой

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter