Цирк да не только

Станет ли в будущем Белгосцирк приносить большие доходы?

Номера с четвероногими артистами обходятся дорого, но именно они привлекают зрителей

Погаснут софиты, умолкнет музыка, артисты разойдутся по гримеркам смывать яркий макияж, четвероногие звезды цирковой арены отправятся в вольеры отдыхать… Цирк погрузится в тишину до следующего представления. Мы привыкли рассматривать этот вид искусства исключительно как праздник. Но ведь самим организаторам и артистам, помимо зрелищ, нужен еще и хлеб…

Театрально-зрелищные организации в Беларуси сложно назвать прибыльными. Как правило, их основная задача — дарить зрителям радость и возможность удивляться. Выйти на самоокупаемость государственным учреждениям культурно-развлекательной отрасли сегодня довольно непросто, хотя такая задача и стоит… Другое дело — частники. Самый успешный пример в цирковой отрасли стран СНГ — Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. Его директор Максим Никулин всегда открыто озвучивает доходы, расходы, налоги и все проблемы в этой сфере. И констатирует: частный цирк очень доходный бизнес. В нашей стране такого явления нет. Как нет и в цирковой отрасли конкуренции в принципе.

Говорить о цифрах в Белгосцирке не любят. Это учреждение сложно назвать сверхприбыльным: оно все еще получает государственные дотации. При этом, по словам заместителя директора Ольги Босяковой, пустых мест на представлениях не бывает. А это значит, работа направлена на то, чтобы зрителя не только привлечь, но и удержать. Помимо новых ярких программ немаловажное значение имеет и ценовой фактор. Еще некоторое время назад действовал предел допустимых цен на билеты. Сегодня Белгосцирк ориентируется на кошелек посетителей. Основная стоимость билетов — Br 30—200 тыс, несколько мест в ложе стоят Br 400—600 тыс. В столицах соседних государств за билет придется отдать гораздо больше.

«Когда в Минск приезжают знаменитые эстрадные исполнители, цены билетов на концерт которых начинаются от Br 400 тыс., мало кто возмущается. Мы же не можем позволить себе ударить по карману наших зрителей: в цирк нередко приходят всей семьей, поэтому цена представления остается доступной», — говорит Ольга Босякова. Кстати, в Белгосцирке выступают звезды мировой величины, победители престижнейшего фестиваля в Монте-Карло, но на стоимость билетов этот факт никак не влияет. В среднем в месяц проходит 25 выступлений, и каждое из них при стопроцентной наполняемости зала.

При этом расходы организация несет немалые. Судите сами: зарубежные программы, а в афише представлены именно они, оплачивает Белгосцирк. Организатор берет на себя оплату всех расходов: переезд труппы со всем реквизитом, кормление животных, гонорары. К слову, за выступление зарубежным артистам платят € 200—400. В копеечку обходится и содержание животных: питание, ветеринарный уход. А едят четвероногие актеры не лишь бы что. Обезьянам, например, нужны свежие бананы и яблоки, хорошие сухофрукты. Тигры не могут жить без мяса, эти животные дороже всего обходятся организаторам. Когда-то на арене минского цирка планировалось выступление морского котика. Учреждению содержание животного обошлось бы недешево: питомец должен постоянно находиться в морской воде. Правда, программа так и не доехала до Беларуси, но совсем по другим причинам. Ольга Босякова признается: представления с животными очень дорогие. Но именно выступления с четвероногими артистами привлекают зрителей, особенно детей.

Возможно, помог бы заработать прокат по стране и за рубежом собственной программы. Но ее в Белгосцирке пока нет: в выступлениях задействованы лишь отдельные номера наших артистов. Правда, новый худрук минского цирка Витаутас Григалюнас уже приступил к ее созданию.

Вместе с тем стоит понимать: постановка уникальной программы обойдется в довольно крупную сумму. Пошив эксклюзивных костюмов, приобретение и содержание животных — удовольствие дорогое. Кроме того, зрителю постоянно нужно что-то новое. Несколько месяцев проката в стране, а потом необходимо выступать за рубежом. Тот же Максим Никулин говорит: прорваться в Европу со своей готовой постановкой довольно сложно. Западные цирки с готовностью возьмут отдельные номера, но будут упорно защищать свой рынок от полноценных гастролей.

Пока по такому принципу работают наши артисты: отдельные номера вставляются в текущую программу, но большую часть года циркачи проводят в разъездах. Станет ли со временем Белгосцирк приносить огромные доходы? Для этого нужно вложить в постановки не одну сотню тысяч долларов. Зато радость, уверяют здесь, цирк дарить не перестанет. И снова начнется выступление, и снова в зале не будет свободных мест…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter