В ВЕЛИКОБРИТАНИИ накаляются страсти по поводу судьбы страны в ЕС

Цинизм европейцев на фоне британского референдума

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ накаляются страсти по поводу судьбы этой страны в ЕС. Дело дошло до того, что влиятельные издания накануне решающего референдума 23 июня призвали жителей Соединенного Королевства освободиться от диктата Брюсселя, «который за 43 года членства Великобритании в ЕС показал всю свою жадность и некомпетентность в условиях кризиса. Референдум — последний шанс британцев исправить ужасную историческую ошибку», — говорится в статье The Sun. По последним опросам, этим шансом уже готовы воспользоваться 53 процента британцев, а это тревожный звоночек грядущих катаклизмов на европейском континенте.

Выход Великобритании из Европейского союза стал бы катастрофой для ЕС: страна входит в «Большую семерку», это постоянный член Совбеза ООН, обладающий правом вето. Это вторая по величине экономика ЕС на внутренних рынках. Поэтому в Брюсселе все еще сильны надежды на то, что британцы одумаются и в последнюю минуту проголосуют «как надо». Но что британцы.  Среди жителей Евросоюза все больше тех, для кого он стал синонимом провала в плане экономики, безопасности и способности справиться с миграционным кризисом. Похоже, что мы наблюдаем его медленное и болезненное самоубийство, признали намедни даже на главном телеканале континента «Евроньюс». Но пройдена ли уже точка невозврата? 

Состояние дел в Европейском союзе действительно представляется весьма плачевным, согласился председатель Европарламента Мартин Шульц. На выборах и референдумах побеждают представители центробежных сил. Ну а последствием миграционного кризиса стали стены и заграждения, которые возводят, чтобы сдержать наплыв людей. Эти стены теперь часть европейского пейзажа? Или появление внутреннего терроризма (когда граждане ЕС выступают против своих сограждан), что сегодня называют самым крупным провалом европейской политики? Что с ним делать, как противостоять расползанию моленбеков по всей территории ЕС? На вопросы, которые жестко ставит перед Брюсселем сама жизнь, на многочисленные угрозы, с которыми столкнулось европейское общество, нет внятных ответов. Чиновники говорят: нужно защищать наши внешние границы согласно действующим законам и разбираться с каждым случаем по отдельности. И строят иллюзии по распределению беженцев в 28 странах-членах с населением в 500 миллионов человек, но план уже провалился. По той простой причине, что союз союзом, но большинство стран — членов ЕС отказались принимать участие в распределении беженцев, в отличие от Германии, Греции, Италии… Евробюрократы называют это «беспрецедентным цинизмом», хотя страны просто защищают свои национальные интересы и не готовы пожертвовать ими в угоду бюрократам.

Европейский союз — не федеральное государство, как США. Это ассоциация — союз суверенных государств с национальными правительствами. А национальные правительства, будь то Франция, Германия, Италия или та же Великобритания, всегда следуют одной и той же стратегии: в случае успеха они говорят, что добились его сами, а в случае неудачи обвиняют Евросоюз. Так было и будет, сетовать тут не на что. «Но ставить из принципа под сомнение существование ЕС и интеграцию означает играть с судьбой следующего поколения, потому что XXI век — это век сотрудничества и соревнования, которое ведут не отдельные небольшие страны, а целые мировые регионы», — убежден Мартин Шульц, и с этим, пожалуй, трудно не согласиться. Все же появление открытых границ ускорило движение мирового капитала, а легкость и свобода передвижения граждан по континенту  тоже одно из преимуществ, которым далеко не все европейцы готовы пожертвовать.

Но пока в безусловном выигрыше от создания этой ассоциации все же остались транснациональные корпорации. Простой человек далеко не в таком восторге — жизнь после замены национальной валюты на евро  осложнилась, продукты, вещи, услуги подорожали, национальная промышленность в упадке. И пока не будет создана оптимальная модель, при которой в равной мере учитываются интересы мирового капитала и обычного человека, покоя в ЕС, судя по всему, не будет. А кризис, в который союз с таким упорством в последнее время себя загоняет, может оказаться неразрешимым, а то и роковым. Посмотрим, что «скажет» референдум.

Александра ДМИТРИЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter