Народный артист Беларуси, солист Большого театра Владимир Петров хотел стать лесником, техником-электриком

«Циничный Жермон убил любовь, убил ее, сына сделал несчастным. Как все это спеть?..»

ЭТОТ артист для белорусской оперы, бесспорно, явление. Лауреат пяти престижных международных вокальных конкурсов, которого зарубежные критики называют исполнителем класса Чезаре Сьепи, участник всех гастрольных поездок Большого театра. В этом году Владимир ПЕТРОВ отмечает 30-летний юбилей на сцене, 3 февраля ему исполнилось 60 лет. Народного артиста поздравил Президент: «Благодаря высокому профессионализму, сильному, тембрально богатому голосу и яркой артистической индивидуальности Вы стали одним из ведущих солистов Большого театра Беларуси, — говорится в поздравлении. — Созданные Вами драматические образы выделяются многогранностью, глубиной, особым исполнением и неповторимостью воплощения». Александр Лукашенко пожелал юбиляру неисчерпаемого вдохновения, новых творческих высот, здоровья, счастья и благополучия. А на прошлой неделе Владимир Геннадьевич награжден орденом Франциска Скорины.

— Такая награда — это почетно и ответственно, — признался артист в эксклюзивном интервью «СГ». — Вообще, я счастливый человек. Утром иду и думаю: слава Богу, родной театр! Это радостно ощущать!

— Владимир Геннадьевич, в январе — начале февраля парад постановок с вашим участием — «Набукко», «Аида», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Риголетто». Некоторые артисты ограничиваются двумя-тремя спектаклями в месяц. А вы неутомимы…

— Сложность в том, что у нас репертуарный театр, и спектакли разные. Нужно уметь перестроиться. С февраля будет постановка спектакля «Леди Макбет» Джузеппе Верди. К текущему репертуару добавятся репетиции. Надо аккуратно уметь чередовать работу с отдыхом. 

Кто-то сравнивает наше искусство со спортом. Балерины, к примеру, каждый день в 10 часов утра становятся к станку и неустанно работают. У нас нечто похожее — распеваешься, повторяешь партии, нужно всегда оставаться в тонусе. И еще аксиома — без любви к делу успеха не добьешься! 

— У вас двойной юбилей. Правда, в Большой театр вы попали не сразу. Предполагали в детстве, что свяжете жизнь с музыкой?

— Нет, конечно. Больше представлял себя лесником, астрономом, наблюдающим за звездами. Моя мать из Беларуси, но так сложилась жизнь — переехала к мужу в Челябинск, там я и родился. Когда окончил восьмилетку, отправился в монтажный техникум. Так что первая специальность у меня «техник-электрик». Но от судьбы не уйдешь. У меня пела мама, сильный голос был у отца, дедушки, дяди. Песня органично вошла и в мою жизнь еще в школьном возрасте. Потом в армии попал в ансамбль. Там познакомился с людьми, которые уже окончили консерваторию, и чувствовал какую-то ущербность в том, что не знаю нот. Сел за сольфеджио, стал заниматься. Хотелось понять музыку. Помню, часто ходили в самоволку в филармонию. 

После окончил Уральскую государственную консерваторию в Екатеринбурге, а потом семь лет работал в Омском музыкальном театре. Пришлось освоить разные жанры — и оперу, и оперетту, и мюзиклы, и балет. А также навыки работы со словом. Омск стал для меня большой школой.

Участвовал тогда в разных конкурсах, и на одном из них познакомился с Сергеем Костиным, бывшим директором Белорусского музыкального театра. Он пригласил меня работать в Минск, и я с удовольствием согласился. Параллельно пел и в Большом театре, а потом окончательно определился и выбрал оперу. 

— Все же почему оперу?

— Мне в консерватории говорили, что опера — умирающий жанр. Артисты ходят, друг для друга поют. Ничего подобного! Опера живет в веках. Классическая музыка — это основа. 

Не могу сказать, что сначала мечтал быть классическим певцом. Я и сейчас против зашоренности: если занимаюсь оперой, все остальное не принимаю. Пою романсы, оперетты. В молодости часто пел песни Муслима Магомаева: «Благодарю тебя за песенность города», «Бухенвальдский набат», а также много довоенных песен, очень задушевных, откровенных. Занимался бардовской песней. Там текст первичнее музыки. 

Позже стал слушать оперных певцов. Этот жанр мне посчастливилось полюбить. Я пришел к выводу, что на сцене нужно не просто петь, но и правильно существовать.

— Ваша интерпретация роли Дон Жуана на гастролях в Солотурне позволила швейцарской критике оценить ваше выступление как «класс мирового уровня» и сравнить вас с эталонным исполнителем роли: «Значит, есть еще они — исполнители «Дон Жуана» класса Чезаре Сьепи…» Часто экспериментируете с образом?

— Жизнь в оперных героев вдыхаем мы, исполнители. Приходит какой-то момент, когда ты выучил это все, и наступает кураж. Возьмем «Травиату». Циничный Жорж Жермон сразу обвиняет Виолетту Валери, потом начинает уговаривать: «Деточка, оставь моего сына в покое. У него все впереди. Вы искалечите ему жизнь». Он убедил ее, сослался на Господа, что ей это зачтется. А в итоге убил любовь, ее, сына сделал несчастным. Как ты будешь все это делать? Много разных вариантов.

— В вашем репертуаре очень много царей и аристократов — Евгений Онегин, князь Елецкий в «Пиковой даме», граф Ренато в «Бале-маскараде», граф ди Луна в «Трубадуре». Внешность и помогает, и в то же время сужает диапазон ролей?

— Мне ближе фрачные герои — Онегин, Елецкий. Но неправильно было бы идти по такому пути. Это проблема и киноартистов, когда он полюбился режиссерам в комедийном амплуа, а способен на драматические роли. Я за разные образы. Было время, играл Степана Разина. Это сильный, волевой рубашечник. Князь Игорь — тоже нефрачный народный герой с мужицкими манерами и красками. 

— Как-то вы признавались, что для вас большим творческим открытием стало исполнение партий Набукко и Скарпиа в премьерных спектаклях «Набукко» и «Тоска». В чем заключалось это открытие?

— Скарпиа — тонкая психологическая роль. Он очень коварный, просчитывает все на несколько ходов вперед, радуется и злорадствует. Музыку Пуччини непросто не только исполнять, но и даже запоминать. Набукко — неоднозначный герой, его рассудок на грани помутнения. Партитуру Верди очень интересно отгадывать. Это очень тонкий композитор, который хорошо разбирался в голосах. Открытие, нахождение себя в этих образах — большая и бесконечная работа. В нашей профессии надо быть тонким психологом. Одно дело думать о герое, другое — сопоставлять с собой, своим жизненным опытом, ковыряться в себе. Если это любовь, то как? Сперва споешь, потом наращиваешь мясо на кости. Чаще всего именно так происходит у меня с образом. 

— А лидерство, внутренняя сила ваших героев вам присущи?

— Наверное, есть и сила, и слабость. Возможно, более волевого характера мне и не хватает. Хотя жена так не считает. По жизни вообще-то я застенчивый. Но если в детстве человек боится огня, то впоследствии может стать пожарным, чтобы преодолеть свой страх. Так и я пошел в артисты, где застенчивость отнюдь не приветствуется. 

— Как обычно держите голос в тонусе? 

— В консерватории нас заставляли сидеть с блокнотом и писать, что помогло голосу. Мы называли это «Записки сумасшедшего»: поел то-то, проснулся тогда-то, поругался… Со временем я стал понимать, что голос — это поток энергии во мне. Это и настрой, и физическая сила. Каждый день стараюсь заниматься на тренажере, делать часовую разминку. Когда мышцы в тонусе, полезно для голоса. 

— В репертуаре Большого произведений на музыку отечественных композиторов мало… 

— Наверное, потому что еще не родился свой Верди, Пуччини, Чайковский. Хотя у нас есть классики при жизни — Смольский, Глебов, Абелиович. Но мы стараемся продвигать белорусские произведения. У нас сейчас идет «Седая легенда» Дмитрия Смольского, скоро будут гастроли в Гомеле. Поставили детский спектакль «Доктор Айболит» на музыку Марины Морозовой. 

А вот для того чтобы выехать с таким репертуаром за границу, нужны колоссальные траты. Одно дело поехать с «Набукко», «Травиатой», а другое — с неизвестным. В Швейцарии мы показывали «Юбилей» на музыку Кортеса. Но это по Чехову — классика... 

— Владимир Геннадьевич, а что мечтаете исполнить еще?

— Столько музыки в мире, что невозможно спеть все за одну жизнь. Недавно открыл для себя Шостаковича. Пел в Болгарии его 13-ю симфонию, которая написана на стихи Евгения Евтушенко «Бабий Яр» в 1963 году. Образная музыка этого композитора у меня ассоциируется с детством. В прошлом году записали 14-ю симфонию Шостаковича.

Мне полюбилась партия в «Риголетто», хотел исполнить «Тоску» — тоже сошлось. Много всего бы спел, но мои хотения ограничиваются голосом. Тенором не запою, басом еще можно. Надеюсь, судьба мне еще подарит интересные партии. 

— Спасибо за беседу. Поздравляем с наградой и с юбилеем!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter