Как работает Белстат, который обеспечивает страну достоверными данными во всех сферах жизни

Цифры точные и в срок

Эффективно решить проблему можно только после ее глубокого анализа. А для этого необходима информация. Не общая, а конкретная, в цифрах. Именно органы государственной статистики являются ключевым источником данных в стране. Прежде всего для руководства страны и органов государственного управления. Но активно их используют и предприятия, и бизнес, да и просто граждане. О том, какое участие принимают органы статистики в условиях санкций и связанной с ними трансформации экономики, как проходят интеграционные процессы в этой сфере и какие есть подводные камни в рейтингах, накануне профессионального праздника рассказала председатель Национального статистического комитета Инна Медведева.

Данные о проблемах

— Ключевая функция государственной статистики — своевременное обеспечение пользователей достоверными данными, прежде всего руководства страны и органов государственного управления, для принятия управленческих решений. Нашей информацией активно пользуются бизнес, ученые, исследователи. Сейчас много говорят о мобилизационной экономике. И Белстат плотно работает с Министерством экономики, областными исполнительными комитетами и другими органами государственного управления. По их запросам делаем всевозможные агрегации, выборки, анализ. Причем делаем все максимально оперативно. Практически всю информацию комитет получает от респондентов в электронном виде, используем разнообразное специализированное программное обеспечение. Весь процесс полностью автоматизирован. Соответственно, максимально сокращено время отклика на запрос. Иногда (не очень часто, но случается) информацию нужно подготовить за четверть часа. Например, приезжает иностранная делегация, возник какой-то неожиданный дополнительный вопрос во время переговоров. Нашей стороне потребовалась дополнительная информация и крайне быстро. И мы предоставляем необходимые данные за четверть часа.

Одна из наших основных задач сегодня — через анализ статистической информации выявить болевые точки в экономике или других сферах жизни. Получая данные от респондентов за отчетный период, обрабатывая их, у нас есть возможность увидеть красные флажки. Эту информацию доводим до Правительства, соответствующих органов государственного управления. Отслеживаем проблемные показатели, оцениваем эффективность принятых мер. Мы работаем не ради цифр, а чтобы представить реальную картину.

Постоянно вводим новые показатели. Жизнь течет вперед, стремительно изменяется, Белстат тоже не стоит на месте. Сейчас плотно работаем по Национальным целям устойчивого развития. В рамках этого процесса появилось достаточно много показателей. В соответствии с международной практикой и требованиями Международной организации труда расширяем перечень показателей по занятости, условиям труда. Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Мы тщательно изучаем эту сферу. Проводим выборочные обследования людей с ограниченными возможностями, чтобы подробно видеть уровень их занятости, удовлетворенность качеством предоставляемых им социальных, бытовых, культурных и других услуг. На основе этих данных Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения вырабатывают предложения по улучшению сферы услуг для людей с ограниченными возможностями. Несомненно, у них и раньше были определенные данные. Но новые показатели расширили картину, сделали ее более объемной и подробной. Например, в ходе обследования выявилась недостаточная занятость людей с ограниченными возможностями, однако они хотят больше быть вовлеченными в трудовую деятельность. При обследовании спрашивали, насколько доступны для этой категории людей объекты культуры. И если недоступны, то почему. Данные переданы органам государственного управления на местах, которые на основе их разрабатывают программы по формированию инклюзивной среды. Чтобы решить проблему, ее необходимо сначала выявить, продиагностировать ситуацию. Эту задачу и реализует государственная статистика. Каждую цифру Белстат получает не для красоты и не для публикации на сайте или в сборниках, а для принятия решений, которые повысят качество и уровень жизни белорусов.

С партнерами на одной волне

— В рамках развития Союза России и Беларуси в дорожной карте по сближению макроэкономической политики есть и пункт, посвященный статистике. Российские коллеги — наши традиционные партнеры, с которыми давно и плотно работаем. С 1996 года функционирует Статистический совет России и Беларуси, в рамках которого обсуждаем различные вопросы гармонизации методологии определения статистических показателей, обмениваемся опытом. В мае состоялось двадцатое, юбилейное заседание Статсовета, которое проходило с учетом активизации интеграционных процессов. Перед этим проводилась очень масштабная работа по анализу всех различий (они не очень существенные, но, тем не менее) в методологических подходах в статистике в Беларуси и России. По таким разделам, как национальные счета (макроэкономическая статистика), статистика промышленности, сельского хозяйства, мы предельно близки. По некоторым направлениям есть более существенные расхождения. Например, в методологии определения доходов населения, розничного товарооборота. Составлен план по гармонизации подходов, проводится работа. И первый результат мы должны получить уже к концу года.

Это очень кропотливая деятельность. Мы уже определили ряд направлений, по которым будем приходить к гармонизации в первую очередь. Провели по этой теме несколько раундов обсуждения с органами государственного управления о том, насколько для них эти изменения приемлемы, понятны. Прежде всего с Министерством экономики, так как это ведомство занимается составлением прогнозов. Проводили встречи с субъектами хозяйствования. В целом все заинтересованы в гармонизации статистики в рамках Союза Беларуси и России, чтобы цифры в двух странах рассчитывались по одной методологии, были сопоставимы. Российские коллеги взяли на заметку ряд наших наработок и предложений. Планируется, что в ноябре к нам приедет рабочая группа, которая будет изучать все вопросы. Смысл заключается в том, чтобы гармонизировать весь процесс: сбор информации, использование классификаторов, обработка данных, методология получения показателей, выход на конкретные цифры. Эту работу планируется завершить к 2024 году. А дальше станем работать максимально согласованно.

Например, в 2024-м на международном уровне примут очередную обновленную редакцию классификатора по видам экономической деятельности. В каждой стране он адаптируется к национальным потребностям. Естественно, раньше этот процесс в Беларуси и России проходил немного по разным векторам, хотя общие подходы были схожи. Планируется, что новую версию классификатора будем адаптировать в тесной связке с Росстатом и вырабатывать общие, консенсусные решения. Этот процесс кропотливый, небыстрый, но необходимый.

Плотно построена работа статистических ведомств в ЕАЭС, в ЕЭК функционирует статистический департамент. На его базе созданы десятки рабочих групп. Белорусская сторона представлена во всех из них. Есть стратегия интеграции статистики в рамках ЕАЭС на 2021—2025 годы. С 2007-го действует соглашение с Китаем: мы обмениваемся информацией, данными, статистическими публикациями.

Рейтинговые хитрости

— Белстат положительно относится к глобальным рейтингам, но если они четкие, прозрачные, проводятся объективно, без манипуляций и чтобы страна могла проверить свой профиль. Например, индекс человеческого развития. В рейтинге прозрачная методология, каждая цифра, которая используется для исчисления рейтинга, подтверждается Белстатом. В таких рейтингах полезно и необходимо участвовать. Во-первых, понимаем, как мы выглядим в сравнении с другими в мировом и региональном разрезе. Во-вторых, имеем возможность продемонстрировать свои достижения. Например, у нас высокие показатели в области здравоохранения, образования. Почему их не показать!

Другой вопрос, что в некоторых случаях при составлении рейтинга используются заключения экспертов, которые и в Беларуси никогда не были. Тем не менее их мнение принимается за истину. Сегодня мы поставили для себя цель — контролировать по максимуму все рейтинги, которые составляют агентства ООН и Всемирный банк. Постоянно находимся в контакте с этими агентствами, и требуем, чтобы они присылали нам обоснование тех цифр, которые они используют в отношении Беларуси. И если данные недостоверны, то запрещаем публиковать их в отношении нашей страны. Например, так пришлось поступить с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), запретив публиковать их расчеты по показателю умеренного или полного отсутствия продовольственной безопасности. Мы посмотрели на те цифры, которые они представили по Беларуси, и сразу поняли: такой показатель у нас принципиально быть не может. У нас нет голодающих, а тем более в таком большом количестве. Запросили в ФАО методологию. Соответствующие вопросы ввели в дневники, которые используются для выборочного обследования домашних хозяйств. По их результату определяется и уровень жизни. Выстроили модель, полностью соответствующую методологии ФАО. В результате наша цифра оказалась в семь раз ниже! Потом была долгая переписка, ФАО требовала от нас дополнительных пояснений, обезличенные первичные данные. Воевали достаточно жестко. Но предполагаю, что им придется согласиться с нашей версией, так как наша методология получения данных полностью соответствует их методологии.

Наша квалификация известна и подтверждена на международном уровне. И это дает нам возможность хотя и после длительных дискуссий, но все-таки доказывать нашу правоту.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter