Беларуси необходимо оперативно создавать собственные цифровые системы

«Цифру» главную писать

Беларуси необходимо оперативно создавать собственные цифровые системы с использованием алгоритмов управления производством исходя из наших принципов социально-экономической модели

Конечно, санкции вносят в жизнь определенную нервозность. Но, как говорится, нет худа без добра. Накат Запада на Беларусь в целом и весьма нервное отношение к нашей промышленности в частности катализировали у белорусских руководителей критическое переосмысление индустриальной и коммерческой действительности. Что обсуждали на промышленных конференциях несколько лет назад? Импортные технологии, а выступления немалого количества экспертов напоминали соревнования планкеров: кто лучше скопирует западный стиль мышления и подходов. Немало реверансов отпускалось в сторону цифровизации и автоматизации. Большая мода была на эту тему до пандемии. И пользовалась почти сакральным вниманием у наших менеджеров. Несомненно, «цифра» принципиально важна, другой вопрос, в какой степени и в каком формате. И западный опыт является не всегда полезным. Во-первых, по той причине, что он далеко не всегда успешен. Во-вторых, через автоматизированные системы в наше производство внедрялись импортные системы управления. Они не всегда суперпередовые и эффективные. Тем более нередко совершенно не коммутируются как с белорусской деловой действительностью, так и с нашей социально-экономической моделью. Поэтому механическое калькирование, без глубокого погружения в проблему, может обернуться не автоматизацией, а цифровым хаосом — дорогим и бесполезным. Впрочем, есть в полностью импортных программных продуктах и еще один подвох: безопасность. Ведь фактически запускаем любителей капусты в свой святой огород — информационные индустриальные системы. Да и в целом конкурировать с Западом на западных технологиях? Несколько наивно надеяться на победу. Ладно, до пандемии еще можно было питать некую надежду на принципы мировой глобализации и сохранение деловой порядочности. Правда, сомнения были. Санкции их полностью развеяли. И теперь даже глупо отрицать очевидность: на рынках в конкуренции каждый сам себе режиссер. 

коллаж ивана гайдука

Технологический протекционизм

Не только Беларусь, но и многие другие государства в конце прошлого — начале нынешнего века повелись на удочку красивых идей глобализации, которые щедро продвигались коллективным Западом по всей планете. Помните, как убедительно звучали сентенции про специализацию, мировые цепочки разделения труда, международные инвестиции в развивающиеся экономики, которые за счет глубокого планетарного сотрудничества смогут догнать прогрессивный мир… После финансового кризиса «парад протекционизма» поставил под сомнение жизнеспособность этих конструкций. Но давайте вспомним Цели устойчивого развития, распропагандированные и ООН, и другими международными организациями. Какая ключевая концепция ЦУР? Формирование условий, при которых центры экономической мощи будут помогать остальному миру преодолеть ключевые планетарные проблемы: экологические, социальные, эпидемиологические и так далее. С финансовыми вливаниями и технологической помощью. Инициатива ЦУР срывала аплодисменты ровненько до начала пандемии. А к чему пришли? Закрытые границы, вакцинный эгоизм, расширение санкционного давления, все более широкое использование силовых инструментов в миграционной политике… Не говорю уже про совершенно безответственную политику западных центробанков. Да, якобы своей мягкой монетарной политикой они «спасали людей, а не экономику». Не врут. Только спасали своих людей, а теперь предлагают всей планете торжественно расплатиться за европейский и американский локдауны. 

В этом разрезе, даже если вынести за скобки серьезное ухудшение отношений Востока и Запада (хотя как такое отрытое, навязанное развитым миром противостояние сбросишь со счетов), то очевидно: пандемия окончательно разрушила архитектуру глобального мира. Попытки (хотя бы двуличные и двусмысленные) всеобщего сотрудничества сменились конкуренцией. Причем в ее дарвиновской интерпретации: сильнейший получает все, проигравший будет довольствоваться скудными остатками с барского стола. И рассчитывать получить с этого «стола» что-нибудь приличное, кроме лишних объедков, — наивно. Главное, чтобы просроченное и отравленное не подсунули. А с технологиями так может получиться. По большому счету, на эти грабли уже наступали во время поздней перестройки — в начале рыночных реформ. Люди постарше помнят так называемые «гермесовские кредиты» от немецких «меценатов». Тогда мы получили за приличные деньги уже морально устаревшее оборудование, которое не добавило конкурентоспособности предприятиям, но финансовые сложности впоследствии создало. 

Электронная зависимость

Есть у меня устойчивое предчувствие: с цифровизацией могла получиться та же история. В лучшем случае стали бы «полигоном» для испытания новых систем. Были и такие истории сотрудничества с западными компаниями. Или просто попали бы в жесткую зависимость от электронных систем управления, от которых ключи находились бы в руках импортных корпораций. А западный капитал умеет использовать современные технологии. В том числе (это особенно хорошо получается) и для не совсем добросовестной конкуренции и монополизации. Зачем в современную технику — по поводу и без — чипы и датчики вставляют? С одной стороны — чтобы повысить качество и улучшить функционал. С другой — чтобы «привязать» потребителя к фирменному сервису и оригинальным же запасным частям. По ценам не всегда адекватным. Такой подход уже давно является краеугольным камнем антимонопольного законодательства. Будем смотреть правде в глаза: мышеловок в современном коммерческом мире больше, чем сыра. 

Правда, следует признать: в былые времена больше смотрели на сыр. Благо у тех же технологических гигантов в области промышленной автоматизации маркетинговые бюджеты исчисляются сотнями миллионов долларов. И в Беларуси на эти деньги устраивались щедрые конференции, презентации, в шикарных отелях, сопровождаемые изысканными приемами… Ну как не влюбиться в иностранные IT-продукты? К тому же их разработчики услужливы, готовы все рассказать, показать на примере лучших западных компаний, бесплатно организовать обучающие семинары… 

Согласитесь, очень приятно поучиться «на всем готовом» в Европе. 

Есть свой порох в автоматизации

У белорусских разработчиков ПО средств для дорогих реверансов нет. Поэтому импорт программного обеспечения в страну весьма существенный. Прямо скажем, убедили в определенный момент нас, что в IT (по крайней мере, в некоторых направлениях) мы не можем создать конкурентные продукты. Более того, и без импортных технологий бизнес-процессы на своих предприятиях выстроить не сможем. Мы же наследники «совка»! Конечно, в советской экономике проблем хватало, но она не была «тупой». Немцы еще и не задумывались о своей «революции 4.0», а белорусские предприятия в 1980-е конструировали и поставляли роботизированные линии финской Nokia. А первый учебник по оптимизации и повышению производительности труда (по-западному — технология Lean, «бережливое производство») в ­СССР был выпущен еще в 1930-х годах! А задачки по оптимизации (нынче это именуется логистикой) учили решать в обычных средних школах! Поэтому немало проблем мы по уровню компетенции можем урегулировать сами. Надо признать: ряд перспективных направлений и научных школ успешно развалили в 1990-х. Но их вполне можно восстановить, на новом уровне. Только необходимо этим вплотную заняться. И обмениваться опытом со всем миром (так принято в науке), но не просто его перенимать.

Кстати, в Беларуси еще в те же 1990-е были созданы программные комплексы по автоматизации управленческого учета, ряд других решений для реального сектора и промышленных предприятий. Но должной поддержки и защиты на внутреннем рынке они не получили. А на «чистой» основе были «выдавлены» зарубежными конкурентами. Говоря объективно, компетенции для создания цифровых систем в стране есть, но инвестиций на их разработку — дефицит. По разным причинам. Деньги есть, но они импортные. А у зарубежных инвесторов несколько другие задачи. Конечно, наши промышленные предприятия, отраслевые министерства и ведомства не баснословно богатые. Но по большому счету, имеют возможность изыскать средства для создания белорусских систем автоматизации. Но не просто дать денег исполнителям — такой подход не всегда заканчивался позитивно, — а выступить инвестором. Соответственно, и обладать правами на созданный продукт. Коммерчески будет выгоднее, чем покупать дорогие западные решения. И однозначно безопаснее. И появится катализатор для развития продуктовой модели в сфере цифровизации с накоплением определенных глубоких компетенций, которые от нас ускользают при аутсорсинговых принципах работы IT-отрасли.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter