В НЦЭУ рассказали о перспективах механизма доверенной третьей стороны в рамках ЕАЭС

Цифровые драйверы торговли

Обеспечение эффективного функционирования общего рынка стран ЕАЭС — это, пожалуй, один из важнейших приоритетов развития экономического союза. В связи с внешним санкционным давлением и перспективой глобального продуктового кризиса данное направление не просто не теряет актуальности, а скорее, наоборот, активнее подталкивает союзников к поиску новых возможностей для снятия барьеров с целью увеличения взаимного товарооборота. В связи с этим немалая ставка делается на цифровую трансформацию рынков товаров и услуг, капитала и труда, а также на развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов. Это открывает возможности для широкого применения электронного документооборота, цифровых подписей и механизма доверенной третьей стороны (ДТС), рассказал в интервью корреспонденту «Р» заместитель начальника Республиканского удостоверяющего центра НЦЭУ — национального оператора ДТС Дмитрий Москалев.

Обеспечивают взаимодействие


— Коллегия ЕЭК приняла план взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) странами ЕАЭС при госзакупках. Как движутся дела в этом направлении? Когда вы ожидаете возможную интеграцию систем электронных цифровых подписей в ЕАЭС?

— Такой план был утвержден распоряжением ЕЭК в прошлом году. В соответствии с ним преду­смотрено и уже инициировано внесение изменений в Договор о ЕАЭС и Регламент работы ЕЭК в части наделения Совета Евразийской экономической комиссии полномочиями по утверждению правил взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством стран ЕАЭС для госзакупок. Сами правила уже разрабатываются в рамках межведомственной рабочей группы ЕЭК по взаимному признанию ЭЦП, изготовленной согласно законодательству Армении, Беларуси, Казахстана и России.

Сейчас работы по взаимному признанию ЭЦП в ЕАЭС ведутся в двух направлениях. В первом обеспечивается взаимное признание ЭЦП при обмене электронными документами между субъектами электронного взаимодействия государств — членов ЕАЭС в рамках создания и развития интегрированной информационной системы ЕАЭС и обеспечения единого трансграничного пространства доверия. Во втором достигается взаимное признание ЭЦП в ЕАЭС для целей госзакупок. Оба направления развиваются параллельно.

По созданию трансграничного пространства доверия планируется до конца 2023 года завершить формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей использование интеграционной инфраструктуры для взаимодействия B2G. По государственным закупкам в соответствии с планом планируется к концу 2023-го обеспечить техническую реализацию правил.

Пространство доверия

— После удачного завершения такой интеграции что получат от этого государственный и частный сектора страны?

— Согласно решению Коллегии ЕЭК, будет происходить формирование правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия. На основе поэтапного выполнения государствами-членами согласованных требований в области криптографической защиты трансграничного пространства доверия должна быть обеспечена возможность электронного взаимодействия физических и юридических лиц между собой. Такая возможность будет гарантирована и во взаимодействии с органами госуправления «пятерки» при нахождении физлиц и юрлиц на территории своих государств.

Также планируется сформировать межгосударственный институт электронного нотариата на основе службы доверенной третьей стороны и другие межгосударственные сервисы электронных услуг, в том числе в области трудовой миграции, которые вовлекут в процесс электронного взаимодействия в рамках трансграничного пространства доверия физических лиц.

По инициативе Министерства по налогам и сборам Беларуси и Федеральной налоговой службы России с участием НЦЭУ за 2020—2021 годы был успешно реализован пилотный проект по обмену электронными документами.

Торговать станет удобнее

— Механизм доверенной третьей стороны технически повышает уровень надежности и защищенности трансграничного межгосударственного информационного взаимодействия. Как он применяется в рамках ЕАЭС?

— Для применения механизма ДТС для нашей страны наиболее перспективным направлением является торговля. И удобнее всего его применять при работе с Россией в этом направлении. По инициативе МНС Беларуси и Федеральной налоговой службы России с участием НЦЭУ в качестве оператора ДТС за 2020—2021 годы был успешно реализован пилотный проект. Речь идет об обмене электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле между хозяйствующими субъектами двух стран с применением механизмов ДТС. 

Так, в рамках первого этапа была разработана и протестирована технология обмена товаросопроводительными документами, подписанными электронными подписями в соответствии с национальными законодательствами. Обмен прошел через операторов электронного документооборота, а подписи проверялись с применением механизма доверенной третьей стороны. На втором этапе апробировано оформление в электронных товаросопроводительных документах фактов расхождения, выявленных при приемке товаров.

В конце июня текущего года подписан и опубликован итоговый отчет с планом мероприятий по внедрению результатов пилотного проекта в промышленную эксплуатацию. Планируется ввести стандарты взаимодействия операторов электронного документооборота (ЭДО), сформировать перечни документов, обмен которыми возможен с помощью согласованных схем трансграничного ЭДО, а также согласовать рекомендации для бизнеса и профессиональных участников рынка по организации услуг ЭДО.

В результате выполнения плана уже в 2023 году может появиться возможность избавиться от оформления бумажных документов при трансграничной торговле между Беларусью и Россией по согласованным перечням.

Для применения механизма ДТС для нашей страны наиболее перспективным направлением является торговля с Россией.
profiz.ru

— Известно, что в настоящее время подписано соглашение о регистрации ДТС Беларуси в ДТС Казахстана. Какой эффект от данного соглашения? Удалось ли заключить какие-либо сделки?

— Требования по наличию смежного аналога механизма ДТС и урегулирование его полномочий на законодательном уровне реализованы в Казахстане. Однако ввиду территориальной удаленности данной страны есть определенные трудности в практической потребности такого взаимодействия со стороны потребителей. К сожалению, реального эффекта от соглашения по ДТС с Казахстаном еще нет. Кроме технической и юридической составляющей, необходимо наличие реальных пользователей (организаций), готовых участвовать в трансграничном обмене электронными документами и платить за доработку своих информационных систем для возможности обеспечения такого взаимодействия и использования услуг ДТС. Пока таких желающих не нашлось.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter