Цифровой штурм

На помощь родителям приходят новые технологии
На помощь родителям приходят новые технологии

И десяти лет не прошло, как я получил аттестат о среднем образовании, но уже чувствую себя отставшим от жизни. Электронный микроскоп, электронная проходная, цифровая лаборатория, документ–камера... Эти слова, такие привычные для современных школьников, кажутся экзотикой...

Стой, кто идет?

В минскую гимназию № 2, куда я отправился, чтобы своими глазами увидеть образовательные технологии из мира будущего, меня не пустили. Напрасно размахивал служебным удостоверением. На входе стоял бесстрастный терминал, который уважения к документам явно не питал. В чем дело? Электронная эволюция в действии!

Вот уже больше месяца гимназия живет по–новому. Ученики степенно разгуливают с электронными карточками, которые, как бейджи, пристегивают к лацкану пиджака. На карточке — имя, фамилия, класс. Внутри — микрочип. Именно он позволяет попасть в здание. Прикладываешь карточку к терминалу — и «электронная проходная» тут же передает информацию на центральный сервер. Через пару минут список прибывших учеников ложится на стол директору. Планируют, что скоро информировать о пропусках уроков будут и родителей — при помощи SMS. Уже и GSM–модем купили.

— Опоздавших стало гораздо меньше! — радуется заместитель директора по информационным технологиям Александр Ржеуцкий. — Да и проблема безопасности в общем–то снята. Посторонний зайти в гимназию не может. Родителей, которые провожают детей на занятия, мы пока пропускаем вместе с ними, но в будущем, думаю, карточки получат и они.

Маленькая «националка»

Так гимназисты называют свою библиотеку. Вроде бы стандартное помещение. Несколько мощных компьютеров. Но учет книг здесь — электронный. Библиотекарь прикладывает карточку ученика к считывателю и может тут же увидеть, какие учебники он брал, какие не сдал вовремя. Бумажной работы стало гораздо меньше, а значит, у библиотекаря есть время, чтобы научить ребенка азам поиска информации. К слову, все больше ребят приходят со своими дисками, «флэшками». Записывают информацию и читают дома на компьютере.

Обед здесь тоже необычный. Родители могут не волноваться, на что ребенок потратит выданные деньги (вдруг вместо булочки с чаем купит газировку?). Теперь папам и мамам достаточно перевести деньги на счет в банке. Пока, правда, так обедают лишь учащиеся четвертых классов. Но эксперимент, судя по всему, проходит успешно.

Даже в кабинете учителя физкультуры стоит компьютер... В режиме онлайн физрук может проверять паспорта здоровья школьников.

Видео–невидимо

Такое ощущение, что многие школы устроили между собой соревнование: чья техническая новинка самая необычная? Здесь в кабинетах поставили веб–камеры, там купили дорогущую цифровую лабораторию...

А в каждом кабинете минской начальной школы № 112 недавно поставили экстренные телефоны для прямой связи с директором.

— Обошлись они в два с небольшим миллиона рублей, но пользу, думаю, принесут, — уверен директор Игорь Сташкевич. — У меня ведь больше возможностей, чтобы повлиять на ситуацию. Скажем, в классе ЧП. Педагог звонит мне, я принимаю решение...

ЧП, к счастью, пока не случались. И дети, по словам директора, со связью тоже не балуются. Один раз позвонили родители. Наверняка проверяли, работает ли система...

Очень мобильный дневник

В минских школах только мечтают внедрить электронный дневник, а в Гродно он уже работает. В пятой гимназии с начала года родители могут изучать успеваемость своих детей... на экране сотового.

— Собрались вместе с друзьями, вспомнили, как «сачковали» уроки, прятали дневники, и решили что–нибудь этакое придумать, — вспоминает руководитель проекта «Цифровой дневник» Вадим Костевич. — Ориентировались на зарубежный опыт: скажем, в Англии и Латвии такие дневники являются частью национальной образовательной программы.

Как работает технология? До смешного просто. В начале рабочего дня педагогам раздают специальные бланки, в которых они выставляют школьникам оценки. В отдельной графе можно оставить комментарий. Не банальный вроде «ты молодец!» или «плохо подготовился», но и пожелание, совет. Например, получил ребенок по русскому «тройку», а педагог в своей SMS родителям рекомендует: «Пишите дома больше диктантов».

Потом бланки собирает курьер и отвозит операторам, которые переводят информацию в цифровой вид. Сервер посылает сообщения родителям (для этого им нужно активировать услугу sms–e–mail).

— Вскоре планируем еще одно новшество. Будем сообщать родителям домашние задания, — рассказывает о планах Вадим Костевич. — Задержка при получении информации невелика. Папы и мамы, дети которых учатся в первую смену, получают SMS к пяти часам вечера. Остальные — на следующий день, до 11 утра.

Для родителей месячная «подписка» обходится в пять тысяч рублей. Пока в гродненском проекте участвует пять школ. Министерство образования пристально следит за судьбой «цифрового дневника». Если проект покажет себя с лучшей стороны, вполне возможно, гродненский опыт начнут перенимать и в других регионах.

Овчинка и выделка

Ныне «электронная проходная» работает в 23 минских учреждениях образования. «Электронным буфетом» оснащены четыре школы. Для столицы, думается, негусто.

— В течение пяти лет планируем внедрить информационные системы в большинстве школ города, — заверяет начальник отдела информационных ресурсов системы образования Минского городского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров образования Оксана Минич. — Могли бы, наверное, и быстрее. Но ведь нельзя игнорировать мнение родителей. Постоянно проводим родительские собрания, некоторым цифровая эволюция не очень по душе...

И это в общем–то тоже можно понять. Ведь чтобы получить, скажем, электронную карточку–пропуск, родителям нужно выложить 20.000 рублей.

— А если детей школьного возраста двое или трое? — задается вопросом мама второклассника, которую я встретил возле 2–й гимназии. — Сумма выйдет немаленькая. К тому же дети есть дети. Уверена: терять карточки будут постоянно. А это новые траты...

На установку системы «электронная проходная» школам придется потратить около 30 миллионов рублей. Конечно, помогают городской бюджет, районные управления образования. Кто–то получает технику по гуманитарной помощи.

— Затраты значительные, но ведь когда–то нужно начинать! — с мнением Александра Ржеуцкого я, пожалуй, соглашусь.

Но с оговоркой. В деле школьной информатизации овчинка явно стоит выделки, если с технологическими изысками не переборщить...

Детки в электронной клетке

Мозг школы будущего — это ШИКС (школьная информационно–коммуникационная система). У ШИКСа много сервисов, которые позволяют родителям контролировать учебу: «Посещаемость и пропуски», «Отметки из классного журнала», «Отклонения от желаемых отметок», «Учебный материал и домашнее задание»...

В общем, тотальный контроль. Эта родительская «болезнь», тысячу раз описанная в психологической литературе, наверное, и есть та ложка дегтя, которая не позволяет говорить о цифровой эволюции в школе только в восторженных тонах.

— Важно не просто контролировать, придет ли школьник на занятия, а сделать так, чтобы он шел на учебу по собственной воле, пусть без большого удовольствия, но и без страха и тревоги, — считает психотерапевт Минского детско–подросткового психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — Давно доказано, что пристальное внимание к человеку действует на него разрушительно. Очень часто одной из причин невроза навязчивостей (а это довольно тяжелое расстройство, которое порой требует длительного лечения) становятся чересчур бдительные мамы и бабушки. Они пытаются проконтролировать каждую секунду в жизни ребенка. Но если поправлять детей после любого неверного шага, у них непременно возникнет ощущение неполноценности. Развивается синдром «выгорания». Дети думают, что им не доверяют. Взрослые показывают, что сами по себе ребята ничего не представляют. А это чревато серьезными последствиями...

Замечательно, если в классе вместо примитивных «корветов», на которых, кажется, занимались еще совсем недавно, стоят мощные «пентиумы» и «атлоны»! Но риск подменить учебный процесс цифровым излишеством, думаю, все же существует. Если школа станет полностью виртуальной, не окажутся ли такими и знания?

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter