Покупать новые гаджеты или отказаться от них вовсе?

Цифровое рабство?

Европейская комиссия поддержала инициативу введения «права на ремонт» для гаджетов, включая смартфоны, планшеты и компьютеры. Она направлена на то, чтобы сделать устройства более долговечными и модернизируемыми. Кроме того, при их производстве необходимо использовать больше переработанных материалов. Участники нашей рубрики немедленно возбудились. Один регулярно меняет свои гаджеты и не видит в обновлении функционала ничего предосудительного: человек хочет идти в ногу со временем. Оппонентка за уловками маркетологов рассмотрела реальные очертания цифрового концлагеря и советует воздержаться от принуждений к новым покупкам. Кто из них двоих ближе к истине?

По традиции схватку рассудит наш креативный штатный рефери.

ФОТО I2.WP.COM

Привычка менять и меняться

Поверь мне, Виктория, я никогда не предавал свои любимые гаджеты по велению моды. Телефоны, планшеты, фитнес‑браслеты и т.д. менял только из соображений их практичности. Помню, примерно в 2010 году публиковалась статистика, будто люди в среднем меняют свои устройства один раз в 18 месяцев. У меня же смартфоны жили более двух лет. Я не поддавался маркетинговым уловкам, будто в новой модели экран ярче или на одну камеру больше. Зачем менять, если и так все хорошо? Но когда функционал старой привычной «звонилки» переставал устраивать, когда появлялись серьезно упрощающие жизнь новшества, тогда и начинал подумывать о смене девайса. Поэтому не знаю, насколько могу считаться жертвой агрессивной рекламы, как ты меня наверняка представишь.

«Ничего не поделаешь, люди редко бывают довольны тем, что они имеют, им подавай все новое да новое, и так без конца» 
(Уильям Сомерсет Моэм, английский писатель).

Для примера. Прослужив почти три года, мой древний смартфон начал заметно тормозить, все операции выполнялись дольше, а срок работы на одном заряде, напротив, становился короче. Стандартные процедуры очистки памяти уже не помогали, слишком много цифрового мусора накопилось в системе. Несъемный аккумулятор банально издох, то есть начал держать зарядку несколько часов, а не двое с лишним суток, как раньше. И что мне в этом случае было делать? Бодро бегать с устройством, которое плавно превращается в кирпич? И радоваться, что не поддаюсь рекламным уговорам? Да нет, я спокойно пошел и приобрел новый телефон. В котором уже были такие новые для меня вещи, как сканер отпечатка пальца, гигантский объем аккумулятора и разъем USB Type‑C, а то с прежним я замучился не той стороной втыкать зарядку. Неужели назовешь эти функции бесполезными, ради которых не стоило бы менять гаджет?

Или вот необходимость поменять один фитнес‑браслет на другой, продиктованная не гонкой за модной вещицей, а банальной заботой о собственном зрении. В новой модели есть возможность самому подбирать циферблаты и размер отображаемой информации. Я всего лишь устал разглядывать мелкий шрифт на предыдущем устройстве и поменял его мгновенно, как только появилась такая возможность. 

Если бы я действительно бездумно гнался за обновлением внешнего вида гаджетов, то такая потребительская гонка обходилась бы мне дешевле: я бы просто тасовал панельки да чехольчики, благо выбор огромен. Но меня волнует исключительно начинка устройств, ведь как ни крути, но она с каждым годом становится лучше. Магнитолу в машине пришлось сменить, например, потому, что старая не могла отображать навигацию по городу: у нее просто не было экрана. Да вообще ничего не было, кроме пары «крутилок» из эпохи парового двигателя. Теперь же я касанием пальца прокладываю маршрут или узнаю погоду, принимаю телефонные звонки и показываю детям мультфильм. Если мое стремление к удобству и многофункциональности ты назовешь потребительским безумием, то этот грех отмолишь не сразу. 

Понимаешь, Вика, мир вокруг стремительно меняется. Мир вещей в том числе. Они становятся лучше, комфортней, даже дружелюбней к их пользователю. Если мы не хотим застрять в прошлом веке, даже с позиций потребительской культуры, мы вынуждены идти в ногу с меняющимся миром. Без душевных страданий расставаться с любимыми, но, увы, отслужившими свое предметами. Это касается всего — от бабушкиных теплых носочков до компьютера, который когда‑то казался ультрапередовым. Иначе, прости за пафос, развитие цивилизации остановится. Ученые перестанут изобретать новые лекарства (а зачем, если есть старый верный парацетамол?). Конструкторы не будут разрабатывать новые машины (ведь телега многие века никого не подводила), да и реклама как двигатель торговли заглохнет. С ней и сама торговля. А там и прогресс… И что, назад в пещеры?

Как видишь, в человеческом стремлении быть современным есть больше смысла, чем ты думаешь. Оно может объясняться куда более глубокими причинами, чем просто заговором злых маркетологов.

rud@sb.by

Оголтелый консьюмеризм

Ох, Роман, знаю, конечно, мужчины — это взрослые дети, и в каждом возрасте у них свои игрушки. И все‑таки надеюсь, что рано или поздно ты догадаешься, кто кем виляет: ты своим браслетиком с новым циферблатом или твой браслетик тобой. Ко мне пришла полная трезвость совсем недавно. На невинную просьбу прислать новый код‑пароль одна из соцсетей с меня потребовала не только доказательств того, что я не робот, но также, внимание, сфотографироваться с белым листом бумаги при хорошем освещении, закинуть им эту картинку, а следующий шаг — выслать скрин ДОКУМЕНТОВ. Это как вообще? Ты не понимаешь, что происходит? При чем тут маркетологи? Мы уже находимся в цифровом концлагере, причем добровольно сами себя фотографируем на фоне белой стены и куда‑то там отправляем на себя досье, сами не вполне осознавая куда. Благо функционал, как ты выражаешься, позволяет фиксировать каждый наш шаг. 

«У меня нет мобильного телефона. Если ты всегда доступен, не остается места для тайны»
(Элтон Джон, певец). 

На днях один знакомый, который на выборах знатно «переобувался», описывая все свои идеологические метания в Facebook, пожаловался мне, что утерял пароль от соцсети и теперь не может ни войти на свою страницу, чтобы там все подчистить, ни элементарно удалить ее — так и висит его «личное дело» на всеобщем обозрении, и будет болтаться электронный след неизвестно сколько лет. Кстати, администрация соцсети ничем ему не может помочь, он десять писем им жалостливых отправил — верните пароль, в ответ тишина, а кэш Гугла, как ты догадываешься, помнит все. 

С дружелюбными маркетологами ты меня рассмешил и вовсе. Как только сервисный срок обслуживания заканчивается у моего телефона, он тут же, буквально на следующий день, начинает тормозить и подвисать, как бы «по‑дружески» намекая — пора покупать новый. Такая же история с автомобилями, стиральными машинами, мультиварками и любой бытовой мелочью: чинить дороже, чем покупать новую. Если старенькая моя еще советская кофемолка работала десятилетиями и смолоть в ней можно было все, что угодно, неубиваемый зверь, то современная техника едва выдерживает испытание гарантийным сроком. Чуть чем «поперхнется» — сразу на помойку, потому что либо деталей уже нет — аппарат снят с производства, либо они продаются по заоблачным ценам. Взаимозаменяемость запчастей (проводов, зарядных устройств и прочее) исключена по хитроумному плану обожаемых тобой маркетологов: они специально штампуют устройства, несовместимые с техникой конкурентов, приумножая экологический мусор на матушке‑Земле. С твоего молчаливого согласия, безусловно. Как потребитель ты и рад стараться: дайте мне к этому коннектору еще и новый переходник, а к нему еще шнурок с разъемом удобного типа! В итоге вместо одной зарядки получаешь три — и все они тебе просто жизненно необходимы? Да брось. Достаточно одного шнурка и звездного неба над головой. Ты когда, кстати, в последний раз на небо смотрел? Успеваешь от экрана хоть на обед оторваться?

Мне кажется, мы с тобой разные вещи называем цифровым мусором. Ты подразумеваешь под этим определением остатки электронных приложений, засоряющих оперативную память твоего телефона. На мой же взгляд, цифровым мусором можно смело называть собственно те новости, которые мы поглощаем в нечеловеческих объемах ежедневно благодаря все новым и новым приложениям. Пытаюсь вспомнить, ну вот что я такого полезного для себя узнала из телеграм‑каналов на этой неделе: что принц Гарри и Меган Маркл пожаловались в интервью на свою тяжелую долю? Или о том, что конфетный магнат объявил себя банкротом? Как говорится, без комментариев: что он Гекубе, что ему Гекуба. 

И последнее. Одна моя подруга стремилась быть более современной, переселилась в столицу другой страны, в которой сейчас бродит на пикеты с плакатом «Я — гей!». Не все современное, Роман, означает разумное, доброе и вечное. Будь, пожалуйста, осторожен в своих модных устремлениях. 

viki@sb.by 

Брейк!

Это, конечно, забавно, что Роман о своих гаджетах в первом же предложении отзывается не как о железках, которые призваны сделать нашу жизнь чуть более комфортной и удобной, а как о родных, близких сердцу, милых и живых душах. Говорит: «любимые», «не предавал»… А потом все равно меняет их как перчатки. Словно ловелас — девушек или султан — жен. И тут важен сам процесс, а не причины, будь то попытка всеми силами угнаться за временем, для статуса или, может быть, просто по привычке, облизываясь на новые, свеженькие и очаровательные ножки. Увы, но это факт: гаджеты превратили нас в рабов, они уже давно влезли к нам под кожу и стали вторым «я». И выдавливать их из себя нужно по капельке. В самой фразе «быть современным», которую оправдательно бросил Роман, заложен, на мой взгляд, тот самый «заговор злых маркетологов», вот в чем фокус! Это и есть невидимый крепкий аркан, который набрасывает на нас современность и за который тянет, как барашков, в свое стойло. Там очень комфортно, это да. Но останется ли в будущем там место человеку, который умеет что‑то делать своими руками (не только тыкать на кнопочки в гаджетах), самостоятельно мыслить и принимать решения, чувствовать?

Мой вердикт однозначен: я на стороне Виктории.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter