Как благодаря цифровизации страна избавляется от очередей

Цифра вне очереди

На страницах изданий ИД «Беларусь сегодня» идет проект «Аверс и реверс», который рассказывает, как поступательно менялась наша жизнь в важнейших сферах и чего ждать в перспективе. Тема очередного выпуска — цифровизация социальных услуг.
Очереди были приметой советской жизни и почти все 1990-е отравляли потребителям жизнь. Помните вереницы желающих оплатить «коммуналку», купить билет или записаться к врачу? Да что говорить, положить деньги на счет мобильного телефона и то было проблематично… Но цифровые технологии в последние полтора десятилетия полностью изменили нашу жизнь. Рутинные операции, занимавшие столько времени, перешли в онлайн: несколькими кликами мы совершаем любые платежи, берем талончик к доктору, бронируем места. Вспомним, каким был этот путь к удобству и комфорту.

фото белта.
То, что доктор прописал!

О появлении нового сервиса — заказа талона к врачу через интернет — сообщили в феврале 2006-го. На тот момент услуга была доступна только для пациентов 13-й минской поликлиники (на страничке www.info.minsk.by/pol13), там же были установлены компьютеры и автоматизированная информационная система «Регистратура».

«Выбираю врача, удобные дату и время. Еще несколько щелчков мышкой — и в ответ на запрос приходит подтверждение», — писал автор статьи.

Новинкой в основном пользовалась молодежь: в день таким образом на прием записывались 14—16 человек. К моменту, когда пациент приходил в поликлинику, медицинская карта уже передавалась из регистратуры в кабинет врача. А Людмила Барауля, главврач поликлиники, отмечала: «Всемирная паутина помогает сэкономить время и снизить нагрузку на регистратуру. Но это всего лишь часть функций новой автоматизированной информационной системы. В будущем компьютер будет на столе каждого врача, а историю болезни медики смогут прочесть прямо с монитора».

Вскоре комитет по здравоохранению Мингорисполкома решил распространить услугу. И к 2008-му заказать талон через интернет стало возможным уже в 12 городских поликлиниках — взрослых, детских, а также в 33-й студенческой. В том же году аналогичная возможность появилась и в Могилеве… А в 2013-м журналисты «СБ. Беларусь сегодня» специально для сайта sb.by сделали даже своеобразную памятку «Как можно заказать талон к врачу через интернет?»:

«Главное — доступ к сети. Причем не обязательно с компьютера: многие поликлиники уже внедрили и мобильную версию своего сайта. Чтобы заказать талон к врачу в Минске, можно воспользоваться двумя ресурсами — talon.by и info.minsk.by. Наверняка некоторые пользователи сети помнят те времена, когда запись к врачу через интернет осуществлялась лишь на официальном портале Мингорисполкома. Удобства для пользователей такому механизму явно недоставало, в результате чего ИT-специалисты создали альтернативный сайт с удобным интерфейсом пользователя и механизмом размещения информации talon.by. При этом info.minsk.by был доработан, поэтому немало учреждений продолжают пользоваться его услугами». Кликнуть «заказать талон» можно было и на сайте своей поликлиники, но только тем, кто территориально к ней прикреплен.

Преимущества услуги уже ни у кого не вызывали сомнений: «Перевели дух медрегистраторы, ведь система работает полностью в автоматическом режиме. А что говорить об удобстве для пациента! В среднем минская поликлиника ежедневно выделяет на запись к врачу через интернет от 6 до 40 талонов: количество зависит от укомплектованности врачами и численности обслуживаемого населения. Кроме того, лимит талонов к врачу, которые можно заказать онлайн, периодически корректируют, ведь один день интернет-пользователи разбирают стопроцентный запас, а на другой — лишь 30 процентов», — писали журналисты.

Инфографика Анны Вяжевич.

Info.minsk.by уже не работает. Максим Косаревский, директор по развитию ЗАО «Мапсофт», который по сути стоял у истоков появления talon.by, вспоминает:

— Внедрение новой интернет-услуги тормозилось только степенью информатизации учреждений здравоохранения. Поэтому можно сказать, что массово поликлиники начали подключаться к сервису лишь с 2011-го, когда все регистратуры уже были автоматизированы. Тогда их было всего 11. Сегодня же наши пользователи могут заказывать талоны через интернет к врачам 187 поликлиник и коммерческих медцентров по всей стране, в том числе 75 процентов минских поликлиник.

Больше всего проблем с внедрением сервиса было в регионах, в основном из-за плохого качества интернет-соединения.

— Для нас было важным сделать сервис доступным для пользователей 24 часа в сутки
, — по словам Александра Мартыненко, руководителя проекта Talon.by, онлайн-талоны к врачам люди заказывают в любое время суток, даже в 4 часа утра в субботу. Причем около 70 процентов — с использованием мобильных устройств.

Сегодня ресурс расширяет не только географию, но и функциональность. Недавно, например, в тестовом режиме запущен модуль для записи на платные услуги, оказываемые поликлиниками. Растут и квоты, которые медучреждения выдают для записи к врачам через интернет. Для сравнения: если в 2013-м в среднем это было около 5—10 процентов от общего числа талонов, то сейчас уже больше 60—65 процентов. Всего же в месяц только на talon.by пациенты заказывают примерно 160 тысяч талонов. Если же доктор заболел, отпросился по срочным делам и запись отменена регистратурой, то пользователь в течение часа получит сообщение от сервиса на электронную почту и СМС-уведомление.

Специалисты одновременно думают и о том, как сократить время, которые пациенты проводят в очередях в медучреждениях. Электронные очереди — это хорошо, в поликлиниках их активно используют на самых горячих участках: лаборатория, регистратура, кабинеты ЭКГ, процедурные… Но, оказывается, нет предела совершенству.

— Электронная очередь, которая реализована нашей компанией в качестве одного из модулей медицинской информационной системы для поликлиник, увязана со всей автоматизацией медучреждения, — рассказывает Александр Мартыненко. — И сейчас, если на прием приходит инвалид или беременная, исходя из информации в системе они получат приоритетное обслуживание. Уже в этом году планируем дать возможность пользователям и талончики в очередь заказывать онлайн. Например, по дороге в поликлинику на анализ крови. Пока пациент доберется до кабинета, его очередь как раз подойдет…

фото сергея мицевича.

Под сенью дерева ЕРИП

Оплата «коммуналки», услуг связи, детских кружков… Помните, сколько это занимало еще 15 лет назад? Чуть легче стало с появлением банкоматов, инфокиосков, интернет-банкинга. Но реально мы вздохнули с облегчением после распространения автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства АИС «Расчет» (ЕРИП). В конце 2006-го «Народная газета» писала:

«Уже в следующем году за коммунальные услуги можно будет расплатиться в любом банке. В этом поможет единое расчетное информационное пространство, к созданию которого приступил Национальный банк Беларуси».

— До появления ЕРИП система сбора платежей в адрес производителей услуг была организована в виде классического треугольника. Банк и оказывающая услуги организация заключали договор о приеме платежей и об информационном взаимодействии. Плательщик приходил в банк, совершал платеж, и информация об этом представлялась оказывающей услугу организации. Если перемножить количество организаций и банков, получалось огромное количество договоров и инфопотоков. Идея ЕРИП была в создании централизованной системы, предназначенной обеспечить комплексное обслуживание потребителей услуг по принципу «одного окна», снизить затраты на оплату услуг, обеспечить возможность людям оплачивать счета и услуги не только по месту жительства, но и в любой точке страны, 
— рассказывает Галина Вощевоз, бизнес-аналитик управления развития ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация ЕРИП». — Для этого в первую очередь нужно было оптимизировать взаимодействие между производителями услуг и банковской системой.

К концу 2007 года были заложены технические, программные и организационные основы практической реализации проекта.

— Первый платеж в ЕРИП — за коммунальные услуги — был совершен 19 декабря 2007-го в терминале Бел­агропромбанка, — приводит Галина Николаевна дату, с которой по сути началась эксплуатация созданной системы. А к 1 января 2008-го совершены уже 32 платежа. При этом к ЕРИП были подключены всего 3 банка (Бел­агропромбанк, Белинвестбанк, Приорбанк) и 4 производителя жилищно-коммунальных услуг.

Шаг за шагом дерево ЕРИП начало разрастаться. Например, первый договор с мобильным оператором был заключен в ноябре 2008-го. А на 1 января 2010-го возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг связи через единую платежную систему была уже в 123 городах и населенных пунктах страны, включая областные и районные центры. Следом добавляются налоговые и таможенные платежи, платежи по линии МВД, Минобразования… Впервые в банках становится доступной оплата билетов на культурно-массовые и спортивные мероприятия, авиа- и автобусные перевозки, товаров в интернет-магазинах. Эксперты подчеркивают: распространению помогает правильно выбранная бизнес-модель — с населения никакой комиссии за платежи в ЕРИП не взимается, все комиссионные вознаграждения оплачивают производители услуг (получатели платежей).

Инфографика Анны Вяжевич.

Новый импульс развитию проекта придает Указ Президента от 30 августа 2011 года № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь». Так ЕРИП окончательно получает статус общереспубликанской системы расчетов.

— Этот проект уникален — нигде на постсоветском пространстве в масштабах страны аналогов не существует, — с гордостью заявляли тогда сотрудники Нацбанка.

То же можно повторить и сейчас. Разве что поводов для гордости стало больше. Специалисты перечисляют наиболее значимые. Одним из платежных агентов ЕРИП стало РУП «Белпочта», что существенно увеличило географию приема платежей. Создана подсистема АИС «Расчет-ЖКУ» — первый опыт отраслевого биллингового расширения для начисления организациями платы за жилищно-коммунальные услуги. Количество интернет-магазинов/сервисов в ЕРИП в качестве производителей услуг с 500 на начало 2015-го только за один год увеличилось до 1100. В начале 2016-го из системы Нацбанка было выделено юридическое лицо — ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация ЕРИП», которое стало владельцем АИС «Расчет». А в октябре того же года начала работу Межбанковская система идентификации (МСИ). Начальник операционного управления Наталия Василевская объясняет:

— Сегодня клиенту достаточно один раз зарегистрироваться в системе (путем личного обращения в банк), и потом можно получать услуги дистанционно в любом банке страны: открывать текущие счета, оформлять платежные карточки, получать и погашать кредиты онлайн…


В прошлом году, к слову, с использованием данных МСИ была проведена интернет-перепись населения. А в ближайших планах — тестирование возможностей, которые еще недавно казались просто фантастикой: уже в этом году в системе добавится новый способ идентификации — по биометрическим данным (лицу и голосу). Сначала его дееспособность проверят в нескольких банках. На очереди — магазины. Только представьте: чтобы расплатиться за товар, не надо будет даже карточку к терминалу прикладывать, достаточно просто взглянуть в камеру! Следующим этапом специалисты видят интеграцию МСИ с аналогичными национальными системами идентификации в соседних странах.

Параллельно развиваются и новые сервисы. Пользователи уже могут оценить личный кабинет ЕРИП. А также сервис E-POS, который позволяет принимать безналичные платежи в точке продажи без терминала — с использованием QR-кода, для оплаты нужен лишь мобильный телефон.

Впервые такую возможность опробовали в одной из минских кофеен. Сервис универсальный, простой и не требует оснащения места продаж специальным оборудованием. В точке общепита достаточно разместить уникальный графический рисунок в меню напротив каждого блюда, и гости смогут оплатить счет, не дожидаясь официанта. Оценили новый сервис и пациенты 1-й стоматологической поликлиники в Гродно, где уже сейчас можно рассчитаться за платные услуги со смартфона прямо в кабинете врача. Посетители Гродненского зоопарка по QR-коду могут оплатить входные билеты и сделать пожертвования на содержание животных. Среди пользователей также ремесленники, нотариусы, адвокаты, бизнес-тренеры, репетиторы… Сейчас к сервису подключено уже более 500 точек приема платежей.

КСТАТИ

Сейчас в стадии тестирования еще один сервис, который позволит не принимать платежи, а осуществлять выплаты страхового возмещения. Пилотный проект уже идет.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В дни пиковой нагрузки, когда идут коммунальные платежи, их наибольшее количество в ЕРИП было зафиксировано в 2016-м — в минуту 7,5 тысячи. На сегодня эта цифра сократилась до 5 тысяч. Это не значит, что системой пользуются реже. Просто больше людей, до 70 процентов, совершает платежи с использованием мобильных устройств в удобное для себя время.  В месяц это около 40 млн платежей на общую сумму более 1 млрд рублей.

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter