Функции пограничников и эксперименты на железной дороге: что изменится с 2019 года в таможенных процедурах

«Цифра» в зеленом коридоре

Электронные технологии и принципы «таможни будущего» — это одни из китов, на которых выстроен Таможенный кодекс ЕАЭС. Тот факт, что в документе учли 70 процентов предложений и инициатив от евразийского бизнеса, говорит сам за себя: деловые круги давно ожидали упрощения многих процедур при экспорте, импорте и транзите. Сегодня все таможни в странах союза постепенно уходят в цифру. В этом плане белорусской «мытне» есть чем похвастаться: по некоторым процедурам мы на шаг впереди своих партнеров. Корреспондент «Р» изучил внедренные технологии, завершенные эксперименты и пилотные проекты, которые еще больше сократят время оформления и количество бумажных документов.

Сейчас 64 процента импортных товаров оформляются менее двух часов, а 82 процента экспортных товаров – менее 10 минут. 
grodnonews.by

Работа  без  инспектора


Товаропоток через белорусскую границу ежегодно увеличивается, а потому особенно важно оцифровывать таможенные процедуры. На прошедшей Белорусской транспортной неделе первый заместитель председателя ГТК Владимир Орловский привел такой факт: сейчас в стране более 99 процентов всех деклараций представляются в электронном виде, бумажные документы используются в исключительных случаях. Кроме того, с июля 2018-го в электронном виде можно предоставлять заявления о выпуске товаров до подачи декларации. Все это позволило существенно сократить время таможенных операций: так, сейчас 64 процента импортных товаров оформляются менее двух часов, а 82 процента экспортных товаров — менее 10 минут.

Развитие технологий приводит к внедрению специальных программных средств, которые могут замещать таможенных инспекторов. ГТК еще до вступления в силу кодекса ЕАЭС реализовывал пилотные проекты по автоматическому выпуску экспорта и импорта. В этом году такая технология применяется и для процедуры транзита.

— Это сложнее, — признается Владимир Орловский, — поскольку мы работаем не только с белорусскими резидентами, но и с иностранными перевозчиками. В любом случае считаем: за этим будущее. За 8 месяцев мы автоматически без участия инспекторов оформили 5 тысяч партий товаров, это 6 процентов от всего объема ввозимых в страну товаров.

Зеленый коридор железной дороге


Ускорить перемещение товаров по железной дороге — еще одна важная задача. Сейчас белорусские таможенники активно работают с российскими коллегами над экспериментом по автоматическому транзиту товаров, следующих российским получателям. То есть те товары, которые наша таможня выпускает автоматически, без проблем принимают и оформляют российские коллеги. Другой пилотный проект продолжается с апреля 2017-го: речь идет о перевозке загруженных вагонов с использованием транспортных (перевозочных) документов в форме электронных документов в сообщении Беларусь—Литва.

За 8 месяцев автоматически без участия таможенных инспекторов оформлено 5 тысяч партий товаров.
Nevsedoma.com.ua

  Интересен и аналогичный российско-белорусский таможенный проект, который сейчас готовится при участии железных дорог двух стран. Его цель — сократить время контроля и создать зеленый коридор по стратегическому направлению Китай — Беларусь — Европа. Речь идет о транзите товаров контейнерными поездами по маршруту Наушки (Россия) — Брест.

Кстати, Владимир Орловский напомнил о том, что с 1 января 2019 года сотрудники таможни будут проверять паспорта  у обслуживающего персонала машинистов грузовых поездов в пунктах пропуска «Гудогай» на железнодорожной станции Молодечно и «Бигосово» на станции Полоцк. Кроме этого, с нового года паспортный контроль на таможне заработает и в самом крупном «грузовом» пункте «Козловичи». Эксперимент с проверкой паспортов сотрудниками таможни признан успешным: среднее время в пунктах пропуска на въезде сократилось с 318 минут до 199, на выезде — со 169 до 103 минут.

Умная  логистика


Новое законодательство позволяет создавать условия для перемещения товаров от границы до места хранения без помещения под процедуру таможенного транзита, а бизнес, в свою очередь, предлагает и дальше развивать эту процедуру. Уже сегодня успешно работают логистические центры в пунктах пропуска «Козловичи» и «Брузги». До конца года, прогнозирует Владимир Орловский, появится приграничный транспортно-логистический центр рядом с «Каменным Логом», а в 2019-м начнется строительство такого центра на белорусско-польской границе возле «Берестовицы».

— После окончания строительства наши основные и самые загруженные направления будут «перекрыты» такими центрами. Мы предполагаем большую часть оформления товаров, которые следуют в страну, производить именно там. Сейчас общий цикл на оформление с заходом в пункт пропуска до полного оформление непосредственно в логистическом центре занимает около 2—2,5 часа. Дальше груз идет очищенный в таможенном отношении.

Однако никакое упрощение и ускорение процедур не будет эффективным без «единого окна» и обмена информацией с госорганами внутри страны. Когда у таможенников будет возможность получать многие необходимые документы в электронном виде в режиме реального времени, пользу почувствуют все. И бизнес в первую очередь.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter