Беларусь становится на путь большой диджитализации

Цифра нам в помощь

Беларусь выступает за создание трансконтинентальных транспортных коридоров и цифровых магистралей для связи. Об этом в последние дни неоднократно говорилось и на встрече Президентов Беларуси и Казахстана, и на Белорусско–казахстанском бизнес–форуме, и на заседании Совета глав правительств стран — членов ШОС. Таким образом, курс взят на создание новой цифровой экономики, развитие диджитализации и практическое создание цифровых транзитных коридоров.


Аналитики прогнозируют: к 2020 году более 50 млрд устройств и вещей будут подключены к интернету. Через 3 — 4 года количество пользователей цифровых помощников на Земле утроится и превысит 1,5 млрд человек.

Спору нет, для общемирового прогресса такое развитие событий — манна небесная. По оценкам консалтинговых компаний, доля «цифры» в мировом ВВП уже составляет 5,5%. Диджитализация может принести туда более 30 трлн долларов до 2025 года. Пополнит национальную копилку и Беларусь. Но это одна сторона медали. А вот как быть со второй — социальной? Ведь очевидно, что современные и будущие цифровые производства обходятся почти без людей. Но директор Научно–исследовательского института трудовых и социальных отношений Георгий Гриц ситуацию не драматизирует:

— Да, эксперты оценивают, что на промышленных предприятиях количество рабочих снизится. Но при этом ВВП будет только расти. И двигаться в цифровом направлении надо.

С экспертом полностью солидарен профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин. В цифровизации он видит больше плюсов:

— Сокращаются различные издержки, снижается себестоимость продукции, растет конкурентоспособность предприятий и привлекательность страны для инвестиций. Чем более оцифровано предприятие, тем более оно эффективно и ценно для инвесторов. Каждый доллар, вложенный в цифровизацию, увеличивает рыночную стоимость компании примерно на 12 долларов, в то время как доллар, вложенный в другие материальные активы, увеличивает стоимость чуть больше чем на 1 доллар.

Более того, ряд масштабных национальных и международных проектов и вовсе немыслим без соответствующей цифровой составляющей:

— Проект Шелкового пути предполагает, что впереди реальных поездов с грузами будет следовать «цифровой поезд» с данными о товарах. Эти данные будут обработаны таможенниками и логистами задолго до прибытия реального состава, что существенно сократит его простои. Естественно, внедрение цифровых технологий в грузоперевозках повышает привлекательность транзита.

Это и есть те самые цифровые коридоры, о которых вели речь участники бизнес–форума. Борис Паньшин называет их информационными двойниками реальных транспортных путей и торговых потоков. Однако перспективы и выгоды от диджитализации видит куда более широкими:

— Сегодня сильными становятся те государства и компании, которые первыми оседлали информационные потоки, научились извлекать пользу из переработки данных и действовать быстрее и результативнее конкурентов. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter