Под силу ли продвинутым гаджетам заменить книгу?

«Цифра» книге не указ

НЕДАВНО выбирала литературу для 8-летней дочери подруги. От красочного изобилия на прилавке разбегались глаза: отечественные издательства научились делать книги яркие, в красивой обложке, с отменным качеством печати. А когда вручила Маше литературный подарок, девочка запрыгала от радости. Отложила в сторону свой навороченный смартфон: «Читать, Таня, пошли читать!» Под силу ли продвинутым гаджетам заменить книгу, задалась я вопросом в канун своего самого любимого события года — Минской международной книжной выставки-ярмарки. 


Да, на первый взгляд, сегодня все идет к тому, что всякого рода издания, от газет до фолиантов, должны рано или поздно стать анахронизмами. Но давайте посмотрим на бесстрастную статистику. К примеру, только в нашей стране в 2014 году было издано 11613 наименований книг, что на 1,5 процента больше, чем в 2013-м. Общий тираж — 31,2 миллиона экземпляров. В последние годы не сокращается объем книг и на белорусском языке: их доля — 10—11 процентов. И вот еще любопытная цифра: в библиотеку записан каждый третий житель Синеокой, а в год на душу населения издается четыре книги (в России, к примеру, вдвое меньше). Так что вряд ли белорусы скоро причислят себя к нации, предпочитающей традиционную книгу ее электронному варианту.

«Цифра», конечно, вещь удобная. Скачать любой роман на «читалку» или планшет — дело одного щелчка мыши. На планете лишь 5—7 процентов людей предпочитают такой вариант чтения. Дело вкуса, не иначе. Разумеется, цена электронной книги в два раза меньше, чем за бумажный носитель. А кто-то умудряется и вовсе ничего не платить, читая в онлайне или скачивая с пиратских сайтов. В некоторых странах на 20—40 процентов снизился выпуск книг. И все же печатный станок не остановился: в пронизанном гиперссылками ХХI веке шелест страниц все еще актуален, а в некоторых случаях, как с раритетами, вызывает трепет. Помню, с каким волнением я держала изданный к XXII Дню белорусской письменности в Щучине редчайший, шикарнейший фолиант — шестой том факсимильного переиздания книжного наследия Франциска Скорины «Кніга Iова». И думаю, не я одна.

Конечно, сегодня нет смысла с тоской вспоминать о книжном буме 80-х в СССР. Когда, к примеру, встретить человека без книги в общественном транспорте было, считай, нонсенсом, в публичных библиотеках не протолкнуться, а фонды только и успевали обновляться. Нет смысла сетовать и на пришествие цифровых технологий, меняющих мир и сознание человека. В нашей стране приоритеты, впрочем, известны — частью государственной политики неизменно остается издание социально значимой литературы: классиков, молодых перспективных авторов, учебной литературы и так далее. А всякого рода технологии, полагаю, стоит пустить на пользу продвижению традиционной книги, рекламе. Взять хотя бы моих ровесников, а молодежь — наиболее активный интернет-пользователь. Один «френд» по соцсети сообщает, какую интересную книгу открыл для себя, и понеслось по цепочке: «лайки», «комменты»… Начинаешь искать в интернет-магазинах нужное произведение, покупаешь, и в итоге в твоей домашней библиотеке появляется новый экземпляр. Удобно: тратить время не нужно, книгу принесет курьер домой или доставят почтой.

Напомню, что Минская международная книжная выставка-ярмарка пройдет уже в 23-й раз, с 10 по 14 февраля, и соберет под своим крылом сотни экспертов, издателей, полиграфистов, писателей и, конечно же, читателей. А ведь последние придут на выставку, чтобы увидеть лучшие печатные издания Беларуси, мира, что-то купить, о чем-то узнать. И, без сомнения, не пожалеют о потраченном времени, о чем организаторы особо позаботятся.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter