Цифра имеет значение

Согласно исследованиям международного рейтингового агентства Ernst & Young, Беларусь считается одной из самых привлекательных стран для стартапов в сфере ИТ-бизнеса. Выручка от экспорта почти миллиард долларов, и локальные представительства крупных корпораций — это уже не мечты, а реалии. Как следствие, наша страна сегодня находится на третьем месте среди стран Восточной Европы по совокупному среднегодовому темпу роста экспорта компьютерных услуг. Эксперты твердят почти в один голос: нынешняя цифровая революция обещает рывок тем, кто сможет вовремя и правильно воспользоваться новыми возможностями. Нашей экономике, где сегодня доминируют традиционные технологические уклады, история предоставляет уникальный шанс войти в число таких стран. Но как им воспользоваться?


Окно возможностей

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

В  направлении цифровизации экономики и быта наша страна идет в ногу со временем и передовыми странами как в части применения современных информационных и коммуникационных технологий, входя в число первых 30 стран, так и в части разработки сложных программных систем и компьютеров. Только пять стран в мире, включая нашу, создают суперкомпьютеры. А мобильными приложениями компаний-резидентов ПВТ сегодня пользуются более 1 миллиарда человек в более чем 190 странах. К слову, 90 процентов производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт в Россию и СНГ, страны Западной Европы и США. Беларусь является крупнейшим в мире “хабом” по программированию. У нас более 970 компаний, в которых занято свыше 36 тысяч человек (в компаниях, зарегистрированных в ПВТ, — свыше 24 тысяч).

Актуальная задача состоит в том, чтобы перейти от экспорта умений высококвалифицированных кадров, когда мы берем числом, к экспорту готовых (“под ключ”) высокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью, берем в основном умением сотрудников, почти не наращивая их число. Развитие программирования стимулирует появление около 70 тысяч рабочих мест. А учитывая, что около каждого программиста “кормится” еще 3—5 человек, то в результате появится дополнительно около 500 тысяч новых рабочих мест в таких сферах, как общественное питание, местный и иностранный туризм, культура и отдых, образование, строительство, и во многих других.

Сегодня конкурировать в сфере информационных технологий со всем миром значительно труднее, но мозгами народ не обделен. Поставленная Президентом задача по превращению Беларуси в ИT-страну и в регионального лидера по разработке компьютерных программ открывает новый этап в развитии сферы высоких технологий. И речь идет не только о господдержке программистов с тем, чтобы они больше наращивали объемы экспорта компьютерных программ. Речь идет о широком и комплексном применении автоматизированных и аналитических систем во всех отраслях нашего народного хозяйства.

Образ ИТ-страны сложен, многолик и многогранен. Это и современная техника, проводные и беспроводные линии связи, разнообразные датчики и системы контроля — всё то, что называют “информационной инфраструктурой”. Организационную основу представляют различные государственные и частные предприятия и фирмы по оказанию информационных услуг, начиная от Горсправки и заканчивая специализированными центрами. То есть все то, что во многом определяет деловую среду для бизнеса и населения, состояние которой оценивается высокой позицией нашей страны в рейтинге по условиям ведения бизнеса (Doing Business): 37-е место среди 190 стран в 2017 году.

Растет и производственная база ИТ-страны: появились центры хранения данных. Для экономики ИТ-страна — это сокращение затрат на обработку информации в производстве и управлении. В результате мы получаем “умные дома”, “умный транспорт”, “умные энергетические системы” и многое-многое другое, что позволяет снижать издержки по принципу “одного окна” и экономить энергию.

В самом важном — в человеческом — измерении это удобство и комфорт для населения и бизнеса в получении различных справок, в проведении платежей, в обеспечении правопорядка, в повышении качества медицинского обслуживания, образования и многого другого. Ведь современная экономика — это сеть, состоящая из множества сетей, благодаря которым человек и предприятие получают безбарьерный доступ к сервисам по поиску работы, открытию своего дела, образовательным и медицинским услугам. Это новое качество экономического роста, когда все имеют возможность включиться в работу.

По сути, ИТ-страна — это еще и очередной этап в развитии белорусской модели социально ориентированной экономики, повышение ее инклюзивности, то есть включенности в производство и общественную жизнь всех и каждого. А потому важно не только производить программы на экспорт, но и развивать внутреннюю информатизацию. Отдача от этого может быть еще значительнее. Бельгия в конце 60-х годов прошлого века, не привлекая мирового внимания, реформировала систему управления. И получила в 1970-х рост производительности труда более чем на 100 процентов. В то время как в Великобритании рост этого показателя составил менее 30 процентов. Секрет успеха был прост и состоял в том, что менеджеры занимались не организацией семинаров в столице, а выезжали на предприятия и в районы по всей стране и работали там — до тех пор, пока местные сотрудники полностью не осваивали новые системы обработки информации. Отсюда вывод: наибольший эффект дает то, что основано на осознании общности интересов.

Условия для рывка

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инвестиционной и инновационной политике

Еще в 2005-м сектор отечественных ИТ-технологий получил весомую господдержку и стал не только одним из приоритетных направлений развития экономики страны, но и ее своеобразной визитной карточкой. Новый законодательный акт, проект которого сегодня активно обсуждается экспертным сообществом, создает предпосылки, чтобы белорусская ИТ-отрасль стала драйвером в целом для всей экономики.

Но есть проблемные вопросы.

Их решение позволит сделать более “дружественной” нашу ИТ-отрасль к нашим же потребителям.

Во-первых, необходимо понимать различие между понятиями “ИТ-отрасль” и “ИТ-рынок”. Если под первым понимается производство, то под вторым — потребление. Сегодня задачи в основном касаются ИТ-отрасли, а точнее, роста объемов производства как импортозамещающих ИТ-продуктов, так и востребованных на глобальном рынке. Кстати, большая часть потребностей не только нашей страны, но и партнеров по ЕАЭС в информационной продукции удовлетворяется за счет импорта. По оборудованию это почти

100 процентов, по программным продуктам — более 75. И только на рынке информационных услуг национальные компании занимают доминирующее положение.

Хотя некоторые так называемые независимые эксперты уверяют нас, что в сфере новых технологий мы отстали от мировых лидеров навсегда, в качестве успешного примера, когда государство своими преференциями практически на голом месте создало национальную высокотехнологическую компанию, приведу историю китайской Huawei. Она появилась в 1987 году при поддержке государства. В 2005-м ее оборот составлял 8,2 миллиарда долларов, в 2016-м — почти 75 миллиардов.

Во-вторых, развитие отечественной информационной отрасли должно ставить перед собой конечную цель — формирование современной цифровой экономики. А это комплексная задача по переходу на новый уровень развития за счет внедрения прорывных технологий на всех этапах цепочки образования добавленной стоимости. Часто можно услышать восторги, что китайцы создали самую большую торговую электронную площадку Alibaba. Но редко кто вспоминает, что до этого у китайцев появилась самая большая промышленная фабрика и им было что на площадке продавать. Программы развития цифровой экономики есть во всем мире, но обычно они являются частью более общей программы национальной промышленности, повышения в целом уровня ее конкурентоспособности. Это касается, в частности, программы “Индустрия 4.0” (Industrie-4), которая рассматривается немецким правительством как инструмент повышения конкурентоспособности немецкой обрабатывающей промышленности через усиленную интеграцию “киберфизических систем” (CPS) в заводские процессы. Поскольку в нашей стране такой общей программы нет, то цель “цифровой трансформации экономики” оказывается немного “школьной”. Непонятен ее субъект, не определены размер и источники финансирования.

В связи с этим представляют практический интерес рекомендации Всемирного банка, который в 2016 году подготовил аналитический доклад “Цифровые дивиденды”. Основной посыл этого документа — необходимо, чтобы стратегия цифрового развития страны в целом была гораздо шире стратегий развития отдельной ИТ-отрасли.

В-третьих, следует добиться приостановления и преодоления негативной тенденции комплектования “по остаточному принципу” квалифицированными ИТ-кадрами государственных учреждений, предприятий, образовательного и научно-технического ИКТ-секторов (информационно-коммуникационные технологии). Мотивацией может быть восстановление уровня заработной платы до сложившегося в экспортно ориентированных компаниях ПВТ.

Наконец, в-четвертых — но не в последнюю очередь по важности! — эффективная деятельность по развитию информатизации в стране должна базироваться на эффективной организационно-управленческой основе. Но тут не надо ставить телегу впереди лошади. Первичной является задача не механического сокращения численности профильных чиновников, а повышение эффективности управленческих решений. Именно поэтому представляется целесообразным вернуться к целям и задачам Указа Президента № 515 от 08.11.2012 года “О некоторых вопросах развития информационного общества Республики Беларусь”, в соответствии с которым создан Совет по развитию информационного общества при Президенте, обладающий не только широким кругом полномочий, но и составом, необходимым для принятия соответствующих стратегических решений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter