Календарь и традиции

«Цi дазволiце, старыя людзi, вясну заклiкацi?»

Следующая неделя довольно скромная, особо выделяется в ней только 22 марта, которое в церковном календаре отмечено как «40 мучеников Севастийских», а в традиционном народном — «саракi». Неудивительно, что число «40» присутствует в самых разных обрядовых действиях этого дня — начиная с того, что души 40 Севастийских мучеников обратились в 40 стай птиц, которые возвращаются с мест зимовки на родину и становятся опекунами земледельцев: «На «саракi» прылятаюць з–за мора птахi». В давнишней системе летоисчисления именно «саракi» открывали новый год, о чем пелось в «валачобных» песнях: «святыя саракi наперад пайшлi». Но еще «саракi» — своеобразное «адкрыццё вырая–рая», откуда и летят души предков, воплощенные в птиц. В белорусской мифологической традиции «вырай» — древнее определение рая и Райского древа, в кроне которого селятся птицы и души предков. В нашем поэтическом наследии распространен мотив «замыкання» и «адмыкання» «выраю» самим Богом или его помощниками–«намеснiкамi» — пчелами и жаворонками. «Замыканне» проходит на Воздвижение, практически совпадая с днем осеннего равноденствия, когда птицы и змеи занимают отведенные им места в верхушке и у корней всемирного Райского древа. Открытие, «адмыканне», приходится на день весеннего равноденствия, когда птицы прилетают в родные края. Сами стаи этих птиц тоже носят древнее название — «вырай». И тот, кто первым увидит такой «вырай», получит от Бога особое здоровье и везение на весь год. Открытию рая, освобождению солнца и тепла, содействовали все обряды дня — и прежде всего олицетворявшие уничтожение преград и оков зимы и холодов, что обыгрывалось в разламывании девушками 40 дощечек, разрывании 40 шнурков или веревочек. Мальчишки рано поутру старались забросить на крышу заранее заготовленные 40 щепочек — чтобы на протяжении всего лета им легко было находить птичьи гнезда. Считалось, в этот день сорока приносит для своего гнезда 40 прутиков. Хозяйки готовили «абрадавае печыва» — 40 булочек в виде птичек с глазком–изюминкой. В одну из булочек вкладывали монетку — на счастье. В некоторых регионах часть такой постной выпечки оставляли на Благовещение — ко дню прилета аистов. Дети подбрасывали вверх булочки с криками: «Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!» Девушки по булочкам загадывали о своей будущей женской доле, о замужестве, а на Полесье выкапывали из–под снега веточки клюквы с яркими ягодками и забрасывали их на деревья — чтобы скорее пробудить живительные силы природы. Кроме этого, старались подпрыгнуть как можно выше, лучше — если 40 раз. Качели–«арэлi» поднимали «дзяўчат» ввысь, почти к небу, и пролететь на качелях тоже старались не менее 40 раз. Весну звали, кликали — «гукалi». В текстах песен–«вяснянак» встречаются такие строки: «Цi дазволiце, старыя людзi, вясну заклiкацi?» В них свидетельство особого почитания старейшин, старших в общине, их ведущей роли. Но сами обряды «гукання» весны проводятся уже молодежью. Небольшими группами забираются дети, юноши и девушки на возвышенности, горки, на крыши невысоких сараев и там поют протяжные песни — как бы бросают свой голос ввысь, в небеса. Как правило, поют песни несколько групп, в разных местах, и голоса их встречаются.


Обычно в марте на реках и озерах сохраняется лед — на вид достаточно крепкий, но на самом деле очень коварный и хрупкий. Отсюда предупреждение: «Саракi гоняць людзей ад ракi», «Саракi — не суйся блiзка да ракi». Наблюдали в этот день за погодой: если лежит снег — он не сойдет до самого Благовещения; теплая погода обещала весну дружную, но с обильными дождями.

Когда–то в белорусских регионах бытовало поверье о «гарцуках» — духах, которые находятся в подчинении у Перуна и прозвище которых происходило от глаголов «гарцаваць, гуляць, бегаць навыперадкi». Люди верили, что «гарцукi» живут в гористых местностях, покрытых лесом, куда вечером отправляется ночевать само солнце. Там духи носятся на красивых, удалых конях наперегонки и забавляются, будто дети, а по ночам, «па даручэннi» Перуна летают по воздуху, превращаясь в огромных хищных птиц. В распоряжении «гарцукоў» — огромные жернова, от вращения которых идет страшный гром и грохот, летят стрелы–молнии, образуются ветры и бури. В начале весны как раз и наступает период разгула «гарцукоў».

25 марта в традиционном народном календаре — «Рыгор»: «На Рыгора рэкi iдуць у мора».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter