«Цепная» реакция

В гомельских гостиницах размышляют о пользе кооперации
В гомельских гостиницах размышляют о пользе кооперации

Дискуссий о том, как привлечь в наши города и веси иностранных туристов, сейчас ведется немало. Идут они и на Гомельщине, где чиновники разного уровня много раз убеждали гостей с Запада: наши места достойны того, чтобы посетить их не только в составе гуманитарного «чернобыльского» конвоя. Есть, мол, что посмотреть, есть где отдохнуть, поохотиться, порыбачить... Один дворцовый комплекс Румянцевых—Паскевичей достоин отдельного тура. Впрочем, все понимают: когда избалованному туристу есть из чего выбирать, играет роль не только буйство природы и красота архитектурных памятников. Важным обстоятельством, способным привлечь гостя, является комфортность среды вообще и гостиниц в частности. А с этим у нас традиционно возникали проблемы. Правда, в последнее время ситуация меняется. Любопытные идеи, к примеру, вынашивают на гомельском торгово–сервисном предприятии «Отель». «Будущее за так называемыми гостиничными цепями», — полагает директор «Отеля» Михаил Шишов и намеревается создать первую в Беларуси систему гостиниц с единым центром. Собственно, не в Гомеле эту методику придумали — цепи в гостиничном бизнесе существуют давно и, видимо, доказали свою эффективность. Наиболее «длинные» цепочки представлены десятками разнокалиберных отелей в разных странах. Белорусские гостиницы выступают преимущественно как обособленные предприятия. В то же время, убежден Михаил Шишов, можно убить множество зайцев, с умом перенеся на нашу почву западный опыт (который, впрочем, сильно напоминает старую добрую советскую кооперацию).

— Фактически наше предприятие уже сегодня представляет собой модель цепи, — говорит директор «Отеля». — Пока в ней только два звена — принадлежащие нам гостиницы «Гомель» и «Сож». Чем больше звеньев, тем более ощутимыми могут быть выгоды. Простейшие примеры — возможность приобретения крупных партий товаров или услуг, что подразумевает оптовые скидки, создание централизованной системы бронирования, что повысит загрузку номеров... Группе гостиниц легче, чем отелям–одиночкам, привлекать инвесторов, мобилизовывать и использовать собственный капитал, проводить масштабные рекламные кампании — возникает некая «цепная» реакция, стимулирующая развитие бизнеса. Мы сделаем так, чтобы каждая гостиница запоминалась человеку как уникальная достопримечательность. На Западе предпочитают выполнять все звенья цепи в едином фирменном стиле — что в Лондоне, что в Кейптауне. Мы же поступим иначе. Если «Сож» оформлен в классическом европейском стиле, то, например, «Гомель» будет передавать наш местный колорит. На стенах развесим уникальные снимки с видами старого города, картины местных художников...

Впрочем, многие проекты очень привлекательно выглядели в виде идей, но гибли в столкновении с реальностью. Неблагоприятных факторов может отыскаться предостаточно — бумажные завалы, нехватка денег и опыта, пассивность потенциальных партнеров, нежелание перемен... Существенным аргументом в борьбе со всем этим Шишов считает поддержку городских властей.


Компетентный комментарий

Александр БЕЛЯЕВ, председатель Гомельского горисполкома:

— О ценности любого проекта я сужу по тому, как он отразится на жизни наших людей, города. С этой точки зрения идея создания первой в стране гостиничной цепи выглядит очень привлекательно. Такой подход послужит толчком для развития въездного туризма — думаю, об экономических последствиях много говорить не надо. Благо нам сегодня не стыдно принять гостей, есть что показать. Кроме того, оформление новых гостиниц повлечет за собой оживление народных промыслов — умельцев–то у нас много, но зачастую они сидят без дела, некоторые жанры просто умирают вместе со старыми мастерами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter